Володя

Помпа на 408 мотор (ремонт, взаимозаменяемость)

Recommended Posts

Володя

Собссно после всех настроек мотора, когда он заработал так, как надо, в нем продолжал присутствовать тревожащий меня звук, металлический грохот. Не сильный, но есть. По звуку как будто бы где то подшипник рассыпался, сегодня облазел и обслушал весь мотор, складывается впечатление что умерла помпа, точнее ее подшипник. Мотор 408. Слушал двигатель через напильник ;) Идет звук от помпы. В книге помпа старого образца, с пресс-масленкой, туда можно загонять смазку, у меня помпа без каких либо отверстий, видимо поздняя. Мне кажется что авто ездило до меня на воде, потом долго стояло, вода попала в подшипник, он умер. Вопрос - что мне делать?!! Можно ли ее перебрать, и подойдет ли Уфимская помпа?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Саша_423

Перебрать можно, сальник вроде подходит от помпы 2140 (на 412 раниих - другой, все сведения из книги "взаимозаменяемость"), подшипники в фирмах по продаже подшипников, Уфимская (вроде как) подойти не должна.

А лучше взять у меня рабочую, с масленкой...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Володя
Перебрать можно, сальник вроде подходит от помпы 2140 (на 412 раниих - другой, все сведения из книги "взаимозаменяемость"), подшипники в фирмах по продаже подшипников, Уфимская (вроде как) подойти не должна.

А лучше взять у меня рабочую, с масленкой...

У мя то же помпа рабочая, но чувствуется, что доживает она последние дни.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Володя

Кста, как думаете. Можно проверить помпу скинув ремень? Думаю что б наверняка убедиться в том что это она грохочет скинуть ремень и завести двиг.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Gorby

У меня тоже помпа без масленки, может есть смысл засверлиться и вкрутить её?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Володя
У меня тоже помпа без масленки, может есть смысл засверлиться и вкрутить её?

помпа без масленки - там подшипники закрытые, т.е. не получится туда смазку вводить. Я себе сейчас поставил без масленки, пока всё нормал.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Саша_423

Как я перебирал помпу:

Помпа была старая ( с масленкой). Без масленки, наверное, все то же самое.

Инструмент: две прямые отвертки, ключ на 12, или 14, или 17. Универсальный съемник, тиски, молоток :secret: Шприц под масленки.

1. откручиваем гайку, крепящую крыльчатку. Часто не получается. Болт срывается и т.д. wd-40 и т.д. не дали в моем случае результата, но нагрев помог делу. Если болт сломался и т.д. - болгарка и зубило в помощь, главное, чтобы головки не осталось, заподлицо с осью срезать и т.д.

В таком случае действовать можно по двум вариантам - пытаться извлекать болт или забить на него. С первым все понятно, способов извлечения заломанной шпильки создано великое множество, но не все и не всегда они эффективны. Во втором случае при последующей установки помпы к оставшейся части после надевания крыльчатки приваривается гайка ( шайба и т.д., или просто насирается сваркой, никуда крыльчатка не денется)

Третий вариант предусматривает в случае сломанного болта взять другую помпу, если есть такая возможность. Именно поэтому данный болт рекомендую откручивать в первую очередь.

Небольшое дополнение: болт крепления крыльчатки бывает на М8 и М10, хотя по каталогу должен быть М8. Длина по каталогу 15 мм., реально у меня стоял 12 мм, при попытке поставить 16 мм. упирался, надо либо дорезать резьбу, либо искать болт 12-14, либо гайку потолще (но тут еще одни грабли, скажу ниже).

2. Снять стопорное кольцо, которое стоит в передней части корпуса помпы, под ее фланцем (я имею в виду часть, к которой вентилятор и шкив крепятся). Задача не самая простая, но, в принципе, легко решаемая :). если кольцо ломается, такое достаточно легко подбирается в магазине "Метизы".

3. Выбить ось с подшипниками и фланцем вперед. Для этого со стороны крыльчатки помпы наносить удары по оси, чтобы крыльчатка, уперевшись в корпус, вышла из нее. И ось с подшипниками тоже.

4. теперь у нас в руках три детали: крыльчатка с уплотнением, корпус, и ось с подшипниками.

Корпус можно только помыть и покрасить (и еще посмотреть функционирует ли масленка, у меня как раз масленка была закисшая, хотя внешне и выглядела нормальной)

Из крыльчатки - вынуть старое уплотнение и поставить новое (одинаково с М412-2140 и Газ, во всяком случае про газ было на ремкомплекте написано, на какие газоны - не знаю) продается много где. Внимание! Стопорное кольцо, которое держит в крыльчатке уплотнение (и текстолитовую шайбу) снимается и ставится очень легко, но вылетает также легко, притом, как в момент запрессовки крыльчатки, так и просто пока она лежит на столе :). Это не страшно, если при установке оно не выпало, то при работе тоже не выпадет, дабы при работе на него давление не оказывается, да собственно и необходимо то оно только для сборки. Я смазывал поверхность текстолитовой упорной шайбы солидолом, не знаю, кмк это положительно повлияет на приработку, хотя не знаю. Само уплотнение обработал wd-40.

5. Дальше покупаем подшипники 20703 для помпы с масленкой или (не знаю какие:) ) для помпы без масленки. Смотрим какие подшипники стоят. у меня из трех помп с масленками, подшипники 20703 стояли только на одной, хотя по каталогу могут быть только они. если стоят другие - не выкидываем их сразу, измеряем толщину. Или можно попробовать записать индекс и купить такие же. у меня стояли шариковые двухрядные, с огромным числом мелких шариков и толщиной чуть меньше штатных. подшипник 20703 - не редкость совсем, продается почти в любом подшипниковом магазине по 15-40 р. за шт. еще используется как подшипник помпы ПАЗ и МАЗ (вроде)

6. Разбираем ось. Для этого смотрим как стоит фланец. Он мне попадался в двух вариантах: 1- сидит на оси с относительно небольшим натягом и фиксируется стопорным штифтом (по каталогу так и должно быть) 2- сидит на оси без стопорного штифта, но с огромным натягом.

в первом случае извлекае стопорный штифт и снимаем фланец. Во втором, считаем соединение неразборным (точнее несборным после разборки :) ) и снимаем стопорное кольцо с другой стороны (со стороны крыльчатки). Задача сильно нетривиальная!! Необходимо помнить, что кольцо там достаточно толстое и его не надо поломать, в магазине "метизы" стандартных таких нет

После снятия фланца или кольца выпрессовываем подшипники, не теряем распорную втулку. Если ставим подшипники другого типа, смотрим, насколько надо уменьшить-увеличить длину распорной втулки. Как это сделать процесс творческий, поэтому лучше попытаться найти подшипники, суммарная толщина которых равна суммарной толщине старых, или полностью одинаковые со старыми. Идеальный вариант (для помипы с масленкой) это если стояли 20703, их новые и поставить.

7. сборка в обратно последовательности. Подшипники, естественно, перед сборкой смазать. Сильно будете мучится с установкой стопорного кольца (одного и второго), но при наличии прямых рук и светлой головы, это не проблема. Внимание! - на заднем конце оси (ближе к крыльчатке) есть две канавки, так стопорное кольцо заднее должно стоять в той, которая ближе к переднему краю оси (средняя, а не крайняя, канавка, зачем сделана крайняя я не знаю).

Еще замечание: если крыльчатку фиксировал болт М10, то при установки двух шайб он начинает чуть -чуть задевать при полностью затянутой помпе (за блок, сильно выпирает). Выход - поставить шайбы потоньше, или не ставить обычную шайбу, только стопорную.

Если болт был сломан ранее - использование сварки и т.д.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Neman

Сильно будете мучится с установкой стопорного кольца (одного и второго), но при наличии прямых рук и светлой головы, это не проблема.

 

 

Спасибо, вот это действительно полезная и практичная информация (в отличие от моих фотографий :secret: ). Со стопорными кольцами я мучился наверно минут тридцать)) Без съемника естественно, двумя плоскогубцами с длиннными "губами" зажимал.. В итоге, когда собрал, подшипник заработал онормально, масленка исправно смазывала, но.. потекла прокладка.. В итоге купил новую помпу, спасибо bronehodchik

Все работает)

Share this post


Link to post
Share on other sites
kas4ej

Саша 423, спасиб! Сделал все как здесь написано, только:

1. Облудил наружные обоймы подшипников и накернил их посадочные места на валу, ибо в моей помпе все было аццки прослаблено;

2. Угробил-таки стопорное кольцо, которое фиксирует подшипники на валу и заменил его стандартным, надеюсь, что это прокатит, учитывая более тугую посадку подшипников на валу.

3. Вспомогательное стопорное кольцо (то, которое монтируется в крыльчатку) - вообще упразднил. И без него все собирается хорошо, надо только попасть выступами латунной и графитовой шайб в пазы крыльчатки.

4. Притер на камне привалочную плоскость корпуса помпы и убрал бархатным напильником все литьевые дефекты с места, на которое надевается патрубок - во избежание течи охлаждающей жидкости.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Антон

мой опыт переборки помп:

 

вчера откопал в гараже помпы - аж 9 штук получилось

- везде крыльчатка фиксировалась болтом на 12, на паре помп есть подозрение, что он не родной

- на 7 из 9 болт открутился без проблем, на 1 посредством замачивания на 30 мин ВД-40 и на 1 сломался (будет дербаниться на з-ч)

- ось почти везде выколачивалась в тисках без проблем, пришлось приложить усилие пару раз (незначительное)

чтобы не повредить резьбу лучше закрутить туда болт убрав шайбу и бить по его головке (тупым зубилом, молотком, выколоткой)

- 7 из 9 были с пресмасленками с подшипниками 20703, 2 из 9 без них с другими подшипниками со странным индексом (они шире, закрытого типа и распорная втулка меньше)

- резинки и текстолитовые шайбы с ушками обнаружил в гараже (потому и радостно решил перебрать помпы)

- у всех вскрытых помп хотя бы один подшипник имеет жуткий люфт, либо оба прилично люфтят

- подшипники с оси снимались легко (посредством молотка без фанатизма)

- ось с фланцем не разбирал, на мой взгляд в том нет необходимости

- при сборке, самым запарным будет одевание запорного кольца (попробовал уже, сноровки не хватило)

 

Вывод: в большинстве случаев помпа перебирается лекго, посему не стоит себя истязать текущей или гремящей помпой, а смело снимать её, идти за подшипниками, резинкой и текстолитовой шайбой в магаз

на резинке стоит каталожный номер 401-...., но сильно напоминает что-то из ГТЦ или хз еще что

шайбу можно изготовить доработав шайбу большего размера от чего-либо, либо просто перевернув данную, если обратная сторона не изношена (не переворачивали до вас)

 

при этом следует учитывать что нетекучесть помпе обеспечивают недырявая резинка и прижимная (текстолитовая) шайба, подвергающаяся постоянному трению при вращениии крыльчатки

Share this post


Link to post
Share on other sites
Антон

резинка кстати, 401 – 1307038 – 02 Валик центробежного насоса охлаждения двигателей мод. 331, 3317 , использовалась на ГАЗ М20, ГАЗ-21, 51, 63, 69

Share this post


Link to post
Share on other sites
Антон

еще немного исследовал этот вопрос:

походу получается, что и резиночки и подшипники и текстолитовые прокладки подходят от 24-ки и УАЗика,

точнее они у нас с ними одинаковые

 

вывод: на тему ремонта родной помпы можно не париться, если есть герметик (что сделать прокладки) и волгомагаз

 

Рем комплект водяного насоса ГАЗ-53,ГАЗ-24 (фибра, сальник) вот так оно называется

Share this post


Link to post
Share on other sites
mechanik

Тоже столкнулся с проблемой помпы. По результатам опросов всех старичков, помнящих "круглые" москвичи - помпа течет всегда - отсюда всегдашняя езда на воде, отсюда забитый отложениями блок (это все у меня - мой москвич действительно никогда на моей памяти - 22 года примерно - не получал тосола). Было принято решение попытаться найти замену. Предварительное решение найдено - помпа ВАЗ 2109. Способ установки и необходимые доработки смогу описать, если кому-то интересно. Смогу и фото сделать.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Konstantin
Тоже столкнулся с проблемой помпы. По результатам опросов всех старичков, помнящих "круглые" москвичи - помпа течет всегда - отсюда всегдашняя езда на воде, отсюда забитый отложениями блок (это все у меня - мой москвич действительно никогда на моей памяти - 22 года примерно - не получал тосола). Было принято решение попытаться найти замену. Предварительное решение найдено - помпа ВАЗ 2109. Способ установки и необходимые доработки смогу описать, если кому-то интересно. Смогу и фото сделать.

Интересно, с фотками :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
mechanik

Думаю что на выходных смогу сделать фото - напишу отчет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский

На 408-ой помпе особое внимание самому корпусу- посадочные места под подшипники(часто прослабленые) и плоскость под сальник (имеет риски и видимые следы износа). Кстати, легко протачивается на токарном станке на оправке 40 мм. :)

Edited by Невский

Share this post


Link to post
Share on other sites
federman
Способ установки и необходимые доработки смогу описать, если кому-то интересно. Смогу и фото сделать.

Еще как интересно.Давай фоток побольше и отчетец поподробней

Share this post


Link to post
Share on other sites
mechanik

Собственно как и обещал помещаю фотоотчет о недоделанной (пока) работе по установке на 408 мотор инородной помпы.

 

Почему роную помпу меняем на что-то иное особо останавливаться не буду - для повышения надежности узла и избавления от закипания мотора (косвенно).

 

Задачи при выборе донора:

1. Донорская помпа должна быть близка по характеристикам к родной.

2. Должна быть надежна (желательный ресурс не менее 100 тыс. км.)

3. По продольному габариту должна быть не более родной - чтобы не упираться в радиатор.

 

Выбираем помпу путем похода в знакомый автосервис, осмотра и обмера помп, валяющихся там, опросом механиков. В результате выбрана помпа ВАЗ 2108:

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444978?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444979?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444980?page=0

 

Данную помпу требуется таким образом установить на 408 мотор, чтобы рабочее колесо помпы оказалось на месте рабочего колеса родной помпы. Для этого обрезаем корпус родной помпы:

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444981?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444982?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444983?page=0

Изготавливаем переходную проставку:

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444984?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444985?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444987?page=0

Такой высоты, чтобы рабочее колесо помпы выступало из проставки проктически на величину остаточной высоты корпуса родной помпы:

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444988?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444989?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444990?page=0

Дополнительно изготавливаем новую пластину, замыкающую помпу (старая проржавела, к тому же имеет недостаточную жесткость):

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444991?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444992?page=0

Подготовленные детали собираем вместе:

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444993?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444994?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444995?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444996?page=0

http://fotki.yandex.ru/users/l-mechanik/view/444997?page=0

 

После этого всего нужно ставить на мотор, проверять герметичность, работоспособность, производительность, скорость циркуляции и пр. - эта часть работ еще не выполнена.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Strange

Браво!

Респект за инженерную фантазию и "рукоблудие".

Вопрос по креплению ремня-стандартного шкива тут уже нет.Что будет?

Какие станки использовали?

Неплохо бы выделить все это (по окончанию работ и фотографиями установки на моторе ) в отдельную статью на сайте.

Спасибо.

Edited by Strange

Share this post


Link to post
Share on other sites
federman

Да. Респект и уважуха. Но что будешь делать со шкивом??? И,раз уж раскрыл все карты, расскажи из чего проставка и какая у нее высота??? Между проставкой и остатками родной помпы что? Прокладка или на герметик посадил?

Share this post


Link to post
Share on other sites
mechanik

Пока все работы по помпе приостановлены. Все находится в состоянии как на фото. В ближайшее время работы проводить не планируется - идут придумки и воплощение по коробке и сцеплению, а именно установка корзинкуи ВАЗ 2108, напраляющей выжимного и самого выжимного ИЖ ОДА 2126, сальника первичного вала КПП ВАЗ 2108, так что до помпы руки дойдут не очень скоро - к осени, наверное. Закончу - смогу отписаться, начертить все (работаю в AutoCAD) и подробно описать. Кроме того заброшены работы по блоку - сечас установлены гильзы дизеля ВАЗ, поршни от него-же со срезом верха поршня. Дел много, времени не очень.

Share this post


Link to post
Share on other sites
federman
Пока все работы по помпе приостановлены. Все находится в состоянии как на фото.Кроме того заброшены работы по блоку - сечас установлены гильзы дизеля ВАЗ, поршни от него-же со срезом верха поршня. Дел много, времени не очень.

Ну ты и Кулибин!!! Будет время-отписывайся (и лучше с фотами) работы по блоку зело интересны (хотя найти гильзы на ВАЗовский дизель-тоже не просто)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Антон

мой опыт переборки:

- купил "ремкоплект водяного насоса ГАЗ-24 и тд" в БАЛТКАМЕ за 25р, а в "ГАЗ детали машин" за 45 или 65р

- купил подшипники для помпы без прессмасленки 622003RS(аналог наших 180503К1), у Кантемировского моста но 112р за шт (было всего 3 шт наличии), на Московском 138 43р

- купил подшипники 20703 (для помпы с прессмасленкой), 43р на Московском 138, 45р за шт в Балткаме и по 65р в "ГАЗ Детали Машин" (в последних двух по одной штуке в наличии в каждом магазе), в магазе у Кантемировского моста не было

 

вывод: стоимость з-ч для переборки помпы может составить от 110 до 300р плюс стопорные кольца (если старые сломались), краска (что обновить внешний вид),

плюс бенз и время, которое придется потратить на поиск данных з-ч

Share this post


Link to post
Share on other sites
mechanik
мой опыт переборки:

- купил "ремкоплект водяного насоса ГАЗ-24 и тд" в БАЛТКАМЕ за 25р, а в "ГАЗ детали машин" за 45 или 65р

- купил подшипники для помпы без прессмасленки 622003RS(аналог наших 180503К1), у Кантемировского моста но 112р за шт (было всего 3 шт наличии), на Московском 138 43р

- купил подшипники 20703 (для помпы с прессмасленкой), 43р на Московском 138, 45р за шт в Балткаме и по 65р в "ГАЗ Детали Машин" (в последних двух по одной штуке в наличии в каждом магазе), в магазе у Кантемировского моста не было

 

вывод: стоимость з-ч для переборки помпы может составить от 110 до 300р плюс стопорные кольца (если старые сломались), краска (что обновить внешний вид),

плюс бенз и время, которое придется потратить на поиск данных з-ч

 

Согласен, переборка помпы так как это сделал я - длительный и трудоемкий процесс, стоимость которого для меня небольшая в силу очень хорошего знакомого с большим станочным парком. Кроме того подход к ненадежным конструктивным элементам стондартного оснащения машины у меня - менять на более надежные. Это касается всего - используемых сальников, подшипников, узлов и пр. Подход к восстановлению москвича следующий - нужна машина на редкие "праздничные" выезды - ломаться она не должна (естественно так не бывает, но стремиться к этому следует). Стоимость вложений времени и средств стоит на одном из последних мест.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Антон

при береборке помп обратил внимание на еще на пару важных моментов

 

- посадочные места под подшипники в корпусе (об этом в данной теме упоминалось, но я не обратил внимания)

в перебираемой мною помпе подшипники просто болтались в корпусе - разумеется о нормальной работе такой помпы речи идти не может, я взял другой корпус

- состояние повершности оси помпы в месте соприкосновения в сальником - не должно быть раковин, пластовой ржавчины и т.п., поскольку в этом случае сальник(резинка) будет прилегать не плотно и вода просочится. В моей случае именно так и произошло, хотя . кроме всего, резинка тоже была немного "трухлявой" (то есть неэластичной, плохо прилегала к оси)

имеет смысл перед сборкой, смазав резинку (когда она уже установлена в крыльчатку) одет на вал и почувствовать насколько плотно она на нем сидит

- плотность посадки шкива крылчатки. В этот раз у меня получилось снять (выбить молотком) пару крыльчаток. Из-за не очень удобной в одевании запорной шайбы мне кажется целесообразным выбивать ось из шкива, снимать старые подшипники, одевать новые, затем собирать всю помпу и лишь в самом конце напресовывать молотком шкив. В этом случае нет проблемы в одевании запорной шайбы на ось и замка оси, который стоит под шкивом (очень его неудобно ставить при одетом шкиве)

 

итого, при ремонте помпы следует обратить на состояние следующих деталей

- состояние оси (той части что под сальником)

- состояние посадочных под подшипики в корпусе

- снимаемость шкива с оси

 

таким образом, даже при наличии подшипников и ремкомплекта помпы не любую помпу можно перебрать (так чтобы она нормально работала после этого)

удачи в ремонте

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.