Андрей

Управление скольжением на зимней дороге

Recommended Posts

Андрей

Управление скольжением на зимней дороге

 

 

Передний привод.

 

Случалось ли вам водить машину зимой? Тогда вы наверняка попадали в ледяные ловушки, когда машину крутит, заносит и лишает всякого руководства с вашей стороны, да? Нет? Ну и слава Богу!

 

Между тем, на зимней дороге произойти такое может с каждым - вот тут-то и пригодятся некоторые каскадерские секреты. Это особые хитрые способы управления, которыми в совершенстве владеют многие люди - каскадеры, автогонщики, испытатели, детективы, особые агенты, умные оперативники и др. Способы не столь сложны, как кажется на первый взгляд, но требуют некоторой тренировки. Короче, мы полагаем, что вы справитесь…

Начнем с переднего привода, как наиболее распространенного.

 

"Езжу зимой, поэтому предпочитаю передний привод" - так рассуждают многие автомобилисты. Они увереннее чувствуют себя и в повороте, и на прямой, и уверяют, что их машины почти не буксуют. Действительно, благодаря прекрасной курсовой устойчивости, переднеприводный автомобиль дает водителю несколько большее чувство уверенности, чем "задний привод". Передние колеса "тянут", задние послушно катятся за ними. Кроме того, двигатель своим весом постоянно нагружает передние колеса, что значительно улучшает их сцепление с дорогой, а если машина забуксовала, то у водителя в запасе большой резерв: поворачивая передние ведущие, обычно можно найти за что зацепиться.

 

Все это так. Но, бывает, на обледенелом повороте машина теряет управление, и как бы водитель ни крутил руль, начинает скользить по прямой. Что сделает неподготовленный: интуитивно повернет руль еще круче и затем "вдарит" по тормозам, чем окончательно выведет ситуацию из-под контроля. "Не бросайте газ!" - советуют авто-асы. Это верно, но способов вернуть неуправляемой машине послушность - много. Разберемся…

 

Сначала усвойте простую истину: если начался снос передних колес, единственное, что может вернуть их "к жизни" - занос задней оси. Каковой можно вызвать разными способами, в зависимости от текущей скорости автомобиля.

 

На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние колеса. Достигается это аккуратным торможением: можно либо слегка "поддернуть" ручник, либо нежно наступить на педаль. "Газ" в этот момент ослаблять нельзя, а лучше даже усилить.

 

Главным отличием управляемого скольжения переднеприводного автомобиля от заднеприводного является то, что колеса нужно направлять на дорогу, то есть в ту сторону, куда автомобиль обязан ехать, а отнюдь не в сторону заноса, как нас раньше учили в автошколе. Это аксиома. Но на скоростях до 40-50 км/ч от нее можно отступить: кратковременный поворот руля именно в сторону начинающегося заноса поможет сориентировать автомобиль в нужном направлении. Ну, а дальше газуйте потихоньку, "вытягивая" машину из скольжения в прямолинейное движение по дороге.

 

При высоких скоростях все меняется.

 

"Переднеприводник" очень сильно реагирует на резкий сброс газа заносом задней оси. И наш неопытный водитель, сильно пугаясь обледенелого поворота, невольно отпускает педаль газа. Не готов, ох, не готов он к реакции автомобиля на это судорожное действие - а тут еще совет "бывалого": "не бросай газ, если машину понесло". А ведь он правильно сделал, ведь нам этого-то и нужно, только ненадолго! Кратковременный сброс газа "переставит" машину на дороге, и останется только "подбавить" обороты и "вытянуть" авто в поворот.

 

Но для "чайника" это сложно. Судите сами - машину несет на приличной скорости, а вместо "спасительной" педали тормоза надо жать на "газ". Поэтому еще раз "проговорим" правильный алгоритм действий: резкий сброс газа провоцирует снос задней оси, и в этот самый момент водитель выворачивает руль в сторону начинающегося заноса и прибавляет газ. Имейте в виду: смотреть надо только в ту сторону, куда вам нужно ехать (т.е. на выход из поворота) и ни в коем случае не туда, куда "несет" автомобиль!

 

Если все-таки машину "закрутило", то следуйте примеру опытных автогонщиков - тормоз и сцепление в пол! Не думая! Это позволит стабилизировать и остановить вращающийся автомобиль, а главное - не заглохнет двигатель, что поспособствует вам быстро убраться со встречной полосы и отъехать в безопасное место.

 

Остается лишь напомнить: резкий сброс газа может вызвать вращение автомобиля даже на прямом участке дороги, если под колесами неожиданно оказался лед. С педалью газа надо обращаться очень осторожно: плавно и дозированно нажимать и точно также отпускать. И если не хотите "фигурного катания" - никаких резких движений рулем! Но если оно все-таки началось - то, наоборот, действуйте решительно. Чем резче поворот руля в сторону заноса, тем быстрее выравнивающая реакция автомобиля. Вывернув колеса в сторону заноса, возвращайте их обратно, не дожидаясь реакции автомобиля - иначе машина попадет в ритмический занос с увеличивающейся амплитудой.

 

Ну вот, осталось только потренироваться. На площадке, разумеется. Провоцируйте снос, переводите его в занос и прочее. Если вам удастся вернуть автомобиль на желаемую траекторию - можете считать себя суперагентом, или, в крайнем случае, умным опером…

 

 

Задний привод.

 

Управление заднеприводным автомобилем зимой во многом отличается от правил езды на переднем приводе.

 

Многие думают, что, правильно подбирая скорость движения по зимней дороге, можно легко избежать заноса. Но это верно только отчасти. Конечно, "партизанский шаг" - это очень, очень предусмотрительно, однако вероятность заноса остается - при резком сбросе газа или торможении, даже во время разгона или ускорения… В общем, понесёт совершенно неожиданно.

 

В отличие от "переднеприводника", автомобиль с задними ведущими колесами больше склонен к заносу задней оси. Объясняется это просто: при классической компоновке основная масса приходится на переднюю часть машины - ее нагружает силовой агрегат + коробка передач, задняя часть загружена гораздо меньше, а, значит, хуже сцепление ведущих колес с дорогой.

 

Но это не мешает истинным асам "фигурного катания" управлять подобным авто на скользкой дороге абсолютно безопасно. Секреты? Сейчас!

 

Ситуация первая, распространенная. Поворот, голый лед, полное неповиновение рулю - т.е. снос передней оси. Рецепт один - "обратить" остояние сноса "передка" в занос задних ведущих колес. Если понесло на большой скорости - достаточно сбросить газ, при условии, что передние колеса уже "смотрят" в сторону поворота, а скользкое покрытие хоть как-то, но держит автомобиль. Но запомните на всю, еще пока оставшуюся, слава Богу, жизнь: превышение скорости на голом льду является грубейшей ошибкой, исправить которую практически невозможно!

 

На небольшой скорости не следует и пытаться справиться с заносом "передка" с помощью рабочих тормозов - это только усугубит ситуацию. Дергайте ручник или резко и коротко нажмите на газ, что вызовет пробуксовку задних колес. Кстати, второй вариант требует определенных навыков и "чувства" автомобиля: "переборщив" с оборотами, вы рискуете развернуться на все 180 градусов. Включение пониженной передачи с намеренно резким отпусканием сцепления тоже поможет делу, но и тут понадобится немалая сноровка… Ситуация вторая, очень распространенная. Багажник начинает "обгонять" капот. "Игра на опережение", в общем…

Отсюда и рекомендация: не дожидаться заноса, а упредить его своими опытными каскадерскими действиями, в данном случае чрезвычайно парадоксальными - искусственным провоцированием заноса. Может не получиться. Тогда - пресечь начавшееся скольжение резким поворотом руля в сторону заноса и сразу же обратно, сопровождая это сбросом газа. Здесь главное - возвращать руль сразу, не дожидаясь реакции. Иначе такие манипуляции могут привести к "смене позиции": машину понесет другим боком под еще большим углом.

 

Вопреки устоявшемуся мнению, автоматическая коробка, если ею пользоваться аккуратно, облегчает зимнюю езду. Дело в том, что ведущий "мост" связан с двигателем не жестко, а через гидромуфту, которая сглаживает рывки и толчки в трансмиссии и не позволит колесам неожиданно провернуться (заблокироваться) при резком нажатии (отпускании) педали газа. Т.е. трансмиссия "сгладит" возможные ошибки водителя (до определенного предела, разумеется). Но надо учитывать скорость! Принудительные пониженные передачи плюс превышение скорости часто равняется принудительно сломанной коробке или блокировке ведущих колес с последующим принудительным же заносом...

 

Полагаем, что любой согласится: все вышеозначенные советы логичны, понятны (еще бы, не раз отработаны…), имеют основой самые фундаментальные законы физики, а значит - действенны. Это так. Но учтите: не стоит, очертя голову, бросаться в бой, имея наши рекомендации исключительно в распечатанном виде рядом на сиденье. Придется практиковаться. Найти обледенелую площадку - и вперед: снос - занос, снос - занос или занос - выравнивание и т.д.

 

Можно попробовать еще так: при движении по окружности резко нажать и отпустить педаль газа, рибавить "тягу" одновременно с поворотом руля в сторону начавшегося заноса и вести, вести машину в контролируемом скольжении по дуге. Причем, если автомобиль едет по часовой стрелке, передние колеса должны быть повернуты налево, и наоборот.

 

Примите это упражнение за тест. Тот, кто не смог проехать таким способом ни круга, должен немедленно откатить (именно откатить!) машину в гараж и не беспокоить ее до 25 марта. Осилившие 2-3 круга могут гордиться, поскольку для них еще не всё потеряно.

 

www.gai.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites
Сумкин

Хм... в отношении заднеприводных автомобилей следует посмотреть фильм "Библия дрифта"

Share this post


Link to post
Share on other sites
SHARk
Можно попробовать еще так: при движении по окружности резко нажать и отпустить педаль газа, рибавить "тягу" одновременно с поворотом руля в сторону начавшегося заноса и вести, вести машину в контролируемом скольжении по дуге. Причем, если автомобиль едет по часовой стрелке, передние колеса должны быть повернуты налево, и наоборот.

Примите это упражнение за тест. Тот, кто не смог проехать таким способом ни круга, должен немедленно откатить (именно откатить!) машину в гараж и не беспокоить ее до 25 марта. Осилившие 2-3 круга могут гордиться, поскольку для них еще не всё потеряно.

Я пожалуй не буду машинку на зиму в гараже оставлять :declare:, для нас ещё не всё потеряно.

 

А вообще, как у нас любят говрить, тема - боян..

Share this post


Link to post
Share on other sites
Володя

А мне вот хочется как нюдь зимой в хороший морозец выехать на лед и покрутить там пятаки, а то скучно как то по городу ездить.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Antoxa Omsk
А мне вот хочется как нюдь зимой в хороший морозец выехать на лед и покрутить там пятаки, а то скучно как то по городу ездить.

А в моем недолгом автомобильном опыте только первая зима будет.Ну посмотрим. Прошлой зимой на копейке такие финты мутили и вьехали бампером в дерево. Даже видео есть, в начале которого звучит такая фраза " Щас будет дрифт". :declare::) :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Андрей

AntoxaВ Omsk

Не боись, у меня тоже будет первая нормальная зима

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest ~St@lin_UssR~
Ну вот, осталось только потренироваться. На площадке, разумеется. Провоцируйте снос, переводите его в занос и прочее. Если вам удастся вернуть автомобиль на желаемую траекторию - можете считать себя суперагентом, или, в крайнем случае, умным опером….

Никогда бы не поверил, если бы не увидел, как легко положить на ровном месте на крышу автомобиль. Так что если тренироваться, то осторожно

Share this post


Link to post
Share on other sites
Antoxa Omsk
Никогда бы не поверил, если бы не увидел, как легко положить на ровном месте на крышу автомобиль. Так что если тренироваться, то осторожно

это ты про передний привод или про задний???

Edited by Antoxa Omsk

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest ~St@lin_UssR~
это ты про передний привод или про задний???

без разницы

Share this post


Link to post
Share on other sites
Crazy

Уезжаем куданить на БОЛЬШУЮ площядку, где просто невозможно когонибуть зацепить и самому влететь, ставим 4 летних лысоватых колеса и пытаемся ловить машину...

Первые 15 минут уходят только на то чтоб тронуться...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest ~St@lin_UssR~
Первые 15 минут уходят только на то чтоб тронуться...

Насмешил

Share this post


Link to post
Share on other sites
Crazy

~St@lin_UssR~

Рассказываю...

Осень, мой первый зимний сезон, на машине летняя КАМА, сзади почти "слики", зимний комплект куплен, но времени переобуться небыло, дотянул что называется до последнего, вечером пятницы пулей в шиномонтаж - там очередь, только суббота...

Утро субботы, выпал снег... с горем пополам выбрался из гаража на дорогу, дело было на даче, дорога - укатаный мокрый снег, так у меня ушло около получаса чтобы научится адекватно трогаться без заноса задней оси и тормозить с минимальной блокировкой колес...

 

Благо все закончилось хорошо, в воскресенье утром выбравшись из кювета я всеже переобулся в шипы... :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest ~St@lin_UssR~
~St@lin_UssR~

Рассказываю...

Осень, мой первый зимний сезон, на машине летняя КАМА, сзади почти "слики", зимний комплект куплен, но времени переобуться небыло, дотянул что называется до последнего, вечером пятницы пулей в шиномонтаж - там очередь, только суббота...

Утро субботы, выпал снег... с горем пополам выбрался из гаража на дорогу, дело было на даче, дорога - укатаный мокрый снег, так у меня ушло около получаса чтобы научится адекватно трогаться без заноса задней оси и тормозить с минимальной блокировкой колес...

 

Благо все закончилось хорошо, в воскресенье утром выбравшись из кювета я всеже переобулся в шипы... ;)

Ездил всю зиму на Оке - трогался без вопросов, ездил по гололеду (ради прикола нажимал на тормоз до юза - машину крутило). Резина всесезонка

Share this post


Link to post
Share on other sites
R18
Ездил всю зиму на Оке - трогался без вопросов, ездил по гололеду (ради прикола нажимал на тормоз до юза - машину крутило). Резина всесезонка

 

ну ты то несомнено мастер.в том числе и вождения.Считаю данные статьи вредом, ибо губят неокрепшие юношеские мозги.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Samogonshik666
А в моем недолгом автомобильном опыте только первая зима будет.Ну посмотрим. Прошлой зимой на копейке такие финты мутили и вьехали бампером в дерево. Даже видео есть, в начале которого звучит такая фраза " Щас будет дрифт". :) :) :spiteful:

 

 

 

Я получил права в ноябре, ездил всю зиму почти каждый день на отцовской семере. Зимняя дорога - отличная школа, учит чувствовать газ, тормоз, сцепление, руль и машину в целом. Тока нада ездить аккуратно. Зима и без лихачества учит, а контраварийную подготовку отрабатывать на площадке. Только зима - это практика, но и теорию нада знать, я перечитал кучу книг и посмотрел видео курсы. Лучше конечно походить на курсы по контраварийной подготовке, но мне это недоступно, там где я живу ничего подобного нет, да и денег у меня нет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Underground

Хм... в отношении заднеприводных автомобилей следует посмотреть фильм "Библия дрифта"

 

смотрел его, отличный фильм!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский

Про передний привод уже везде и много написано( и пишется :) ).

А вот задний потихоньку уходит в историю. Но тем не менее, новички(большинство) на нем начинают ездить, и свою первую зиму.

Для новичка первый занос это ужас и паника.

А вот снос передней оси (например на перекрёстке при повороте), почему-то мало где рассмотрен.

Хотя распостраненное явление, как следствие, дтп.

В основном меры предупредительного характера, выбор скорости и переход на пониженую передачу.

На грани сцепления колёс и покрытия( по льду) даже кратковременное не очень сильное нажатие педали может привести к сносу передней оси,

А зажатый тормоз, обеспечит дивежение "по прямой" вместо " по дуге".

Отрабатывать манёвр, как всегда, на площадке.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Alex_UssR

Про передний привод уже везде и много написано( и пишется :) ).

А вот задний потихоньку уходит в историю. Но тем не менее, новички(большинство) на нем начинают ездить, и свою первую зиму.

Для новичка первый занос это ужас и паника.

А вот снос передней оси (например на перекрёстке при повороте), почему-то мало где рассмотрен.

Хотя распостраненное явление, как следствие, дтп.

В основном меры предупредительного характера, выбор скорости и переход на пониженую передачу.

На грани сцепления колёс и покрытия( по льду) даже кратковременное не очень сильное нажатие педали может привести к сносу передней оси,

А зажатый тормоз, обеспечит дивежение "по прямой" вместо " по дуге".

Отрабатывать манёвр, как всегда, на площадке.

Круто. Я бы сказал даже класс... Переход на пониженную на пп вызовет блокировку передних колес, которая в свою очередь спровоцирует снос. Ежели вы хотите нормально зайти в поворот, то нужно включить повышенную и заходить внатяг.

Паники на заднем не может быть - отпускается газ и машина тут же перестает вилять хвостом. Вот на пп проблемы с этим, машинально газ отпускаешь и машину уже качает аки маятник. Нужно как-то заставить себя прижать гашетку и сработать рулем. Эффект почти моментальный - машина едет дальше, как будто и не было этого самого заноса.

Edited by Alex_UssR

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский
задний потихоньку уходит в историю. Но тем не менее, новички(большинство) на нем начинают ездить, и свою первую зиму.

 

А вот снос передней оси
Круто. Я бы сказал даже класс... Переход на пониженную на пп вызовет блокировку передних колес

Пост был про новичков, задний(классический) привод и снос передней оси на заднем приводе в повороте.

Или для тех кто в танке повторить7

Share this post


Link to post
Share on other sites
Alex_UssR

в любом случае переход на пониженную, даже на зп даст короткую блокировку и занос задней оси.

От перемены привода, проблемы не отменяются) И вообще, любой поворот зимой, особенно при наличии снега или наледи, нужно проходить внатяг и на малой скорости.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский
в любом случае переход на пониженную, даже на зп даст короткую блокировку и занос задней оси

Да нет , нормально.

Как нажатие педали тормоза на грани блокировки, так и отпускание сцепы не допуская черезмерного торможения, но блокировки не происходит в любом случае, и передние колёса остаются " в манёвре". Классический вариант торможения двигателем.

Edited by Невский

Share this post


Link to post
Share on other sites
Alex_UssR

при переходе на пониженную, вы получаете запас мощности, который нафиг не нужен при низком коэффициенте сцепления. Уж лучше недостаток.

Блокировка будет - включить мягко и красиво всеравно не получится (ну только ежели очень удачная перегазовка).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский
при переходе на пониженную, вы получаете запас мощности

ДАНУ?!!!!

 

Блокировка будет - включить мягко и красиво всеравно не получится(ну только ежели очень удачная перегазовка)

Если пониженую только с перегазовкой. :)Ваш водительский стаж? Если не секрет.

Edited by Невский

Share this post


Link to post
Share on other sites
Alex_UssR

почти 7 лет стажа.

 

В общем, как ни крути, но на повышенной, на малых оборотах мотор вряд ли сорвет колеса в букс, на пониженной же, при не осторожной работе газом, машина тоже может уйти в снос занос.

Мотор, с хорошей компрессией на сухом твердом покрытии очень хорошо тормозит, при закрытом дросселе. На скользкой дороге это выливается в блокировку.

 

P.S. Так или иначе, ваш совет вредный

Edited by Alex_UssR

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский

Спасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
This topic is now closed to further replies.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.