Sign in to follow this  
Tandem

Установка эл.вентилятора охлаждения радиатора (Tandem)

Recommended Posts

Tandem

Обсуждение темы здесь.

 

 

А здесь обсуждаем статью!!!

 

Положительный эффект наличия электрического вентилятора для принудительного охлаждения радиатора могут подтвердить многие форумчане нашего сайта. Не отрицаю, есть и скептики, которые живут в тех климатических зонах, где +30 это неимоверная жара.

А вы, господа скептики, пробовали поездить в теже +30 и влажности 60-80% в пробке со скорость 0-10км/ч в течение часа и более? Здесь, господа не спасет ни новый радиатор, ни новая печка с включенным вентилятором. Это я вам скажу как человек, испытавший на своей шкуре такие прелести.

 

Это все лирика, а теперь к делу.

При условии, что мы лишь дорабатываем систему охлаждения радиатора, то штатный вентилятор на помпе мы не трогаем.

Для реализации задачи можно рассматривать два варианта решения: автоматическое и ручное управление системой. И как третий или промежуточный вариант – смешанный. Согласен, у каждого решения есть свои плюсы и минусы. И шансов на реализацию каждого из них предостаточно.

 

Оценим вариант системы с ручным управлением.

Положительные стороны:

1. Нулевое вмешательство в систему охлаждения двигателя.

2. Степень надежности системы - выше среднего.

3. Минимальные сроки исполнения системы.

Отрицательные стороны:

1. Риск перегрева двигателя из-за не вовремя включенного охлаждения.

2. Визуальный контроль показаний датчика температуры ОЖ

3. Зависимость от надежности штатной системы измерения температуры ОЖ.

 

Автоматической системе есть больше шансов на жизнь.

Положительные:

1. Исключение перечисленных выше отрицательных сторон ручного управления.

2. Степень надежности – выше среднего

Отрицательные:

1. Вмешательство в систему охлаждения двигателя

2. Зависимость от надежности автоматики управления двигателем вентилятора

3. Большие сроки реализации решения

 

Ну а смешанная система управления вообще, на мой взгляд, идеальна:

Положительные стороны:

1. Исключение перечисленных выше отрицательных сторон ручного управления.

2. Степень надежности – высокая

3. Дублирование автоматики управления электродвигателем

Отрицательные:

1. Вмешательство в систему охлаждения.

2. Самые максимальные сроки реализации решения

 

По наличию диффузора, расположению вентилятора и его направлению вращения и расположению термореле в форуме обсуждалась масса версий. К сожалению, я не имею специального образования в области авиации и самолетостроения, но попробую привести свои аргументы, базирующиеся на здравой логике и физике.

 

Наличие диффузора.

Во-первых, облегчает процесс крепление электродвигателя на кузов.

Во-вторых, хоть диффузор короткий (в продольном сечении), но ограничение воздушного потока на внешних кромках лопастей цилиндрической вставкой не позволяет создавать дополнительный поперечный поток воздуха за счет центробежной силы. Что, в свою очередь, повышает эффективность работы вентилятора.

Еще было мнение, что диффузор ограничивает эффективную площадь радиатора. На сколько мне память не изменяет, то паспортная максимальная скорость наших масиков до 147км/ч. И тут возникает вопрос, это с какой скоростью нужно ездить, чтобы на расстоянии около 10см создать разрежение?

 

Расположение вентилятора (электродвигателем вперед-назад) обусловлено его конструкцией и формой лопастей.

Наиболее эффективным воздушный поток будет, если верхняя точка кривизны в поперечном сечении лопастей будет направлена от радиатора, так как воздушный поток легче создавать нагнетанием, а не разрежением. В противном случае, реверсного вращения вентилятора, полезная эффективность площади лопасти будет меньше. Еще один фактор, чисто механический, центральной частью вентилятора будет прикрыт электродвигатель от попадания воды и грязи.

 

Размещение диффузора с вентилятором.

Читал о вариантах размещения за радиатором. Вполне логичное размещение, при условии относительной герметичности прилегания диффузора к радиатору. Но, с другой стороны, создается менее скоростной, но более равномерный воздушный поток сквозь пластины радиатора. Но в нашем решении (мы штатный вентилятор не снимаем) размещение системы перед радиатором, кроме основной цели, дает еще одну фишку. При избыточном давлении воздуха в пространстве между системой и радиатором его излишек будет поступать в подкапотное пространство между верхним бачком радиатора, верхней поперечиной кузова и капотом, что повлечет принудительную циркуляцию воздуха в подкапотном пространстве.

 

Размещение термореле.

В форуме обсуждалось два варианта: на верхний или нижний патрубок радиатора.

В верхнем патрубке термореле будет лишний раз запускать электродвигатель. Нет в этом сысла, если температура выходной жидкости допустим будет 100градусов, а в радиаторе она охлаждается до рабочей температуры.

Второй момент, мне мужик подсказал. Если объем жидкости в системе меньше положенного и до термореле она не достает, то что запустит электродвигатель?

Главная задача термореле контролировать степень охлаждения жидкости в радиаторе. Т.к. охлаждающая жидкость поступает в радиатор с верху вниз, то размещать термореле нужно в нижнем патрубке.

 

Вот с теоретической частью вроде закончил.

Теперь о компонентах системы.

1. Желание.

2. Необходимость.

3. Наличие свободного бюджета.

Шутка...

Что нужно:

1. Диффузор от ВАЗ-2106 (мне наиболее удачно удалось его поставить).

2. Шестилопастный вентилятор с электродвигателем от ВАЗ-2106,8-9 (крепление у всех одинаковое).

3. Реле нормально разомкнутое (я брал для включения фар).

4. Т-образный переходник ---

5. Термореле ---

6. Слаботочный переключатель двух или трех позиционный. С его типом нужно определятся по месту установки и назначению.

7. Многожильный кабель сечением 1,5мм2 длиной до 1,5м.

8. Многожильный кабель сечением 0,75мм2 длиной до 3м (зависит от места установки кнопки).

9. Внешний корпусной плавкий предохранитель 25А.

10. Термоусадочная трубка диаметром 6мм.

11. Двуконтактная колодка на электродвигатель (мама) .

12. Четырехконтактная колодка для реле (мама).

13. Два хомута диаметром 45мм.

14. Две ножевые клеммы (мама).

Если безколодочный вариант, то вместо колодок необходимо до 10 шт ножевых клемм (мама).

 

И, самое главное, процесс установки.

На диффузоре обрезаем боковую петлю. На мой взгляд - она была лишней.

Снимаем пластиковую решетку перед радиатором.

Примеряем диффузор к месту установки, дабы определить верх-низ.

Устанавливаем электродвигатель на диффузор, как положено, на резиновые и металлические втулки. Ориентируем двигатель в диффузоре таким образом, чтобы провода оказались на минимальном удалении от левого сигнала.

Способы крепления диффузора. Здесь уже есть место разгуляться инженерной мысли. Но, признаюсь честно, у меня не было времени и места для того, чтобы закрепить диффузор на всякие винтики, шурупчики, саморезики и т.д. Поступил достаточно нагло.

У меня между решеткой радиатора и им самим имеется металлическая полка. Так вот, я диффузор поставил следующим образом. Скругленной частью диффузора уперся в верхнюю поперечину кузова, а нижнее ребро диффузора, проложив под него резиновую пластину, уперся в эту самую полку. Тем самым диффузор вошел в окно радиатора в натяг.

Может кто-то закрепил по другому, диффузор, готов выслушать..

Перед манипуляциями с патрубком не забудьте слить ОЖ!

Необходимо по месту установки Т-образного переходника сделать отметки на нижнем патрубке, идущем к радиатору, с припуском для хомутов не менее 2см. Отрезать от патрубка лишнее и всавить переходник. Затянуть его хомутами. Вкрутить термореле. Поставить патрубок на место.

Реле включения закрепляем на монтажной планке реле фар.

Кнопка включения размещается где угодно. Здесь работает ваша фантазия.

Еще одним плюсом всей схемы будет трех позиционный выключатель. Если замкнет термореле или возникнет необходимость полностью отключить систему, то будет возможность выключить электродвигатель вентилятора таким выключателем.

 

Переходим к электрической части.

Принципиальная схема выглядит следующим образом.

320722QBdO.jpg

SU1 - двухпозиционный переключатель

SU1' - трехпозиционный переключатель

SU2 - термореле

FU1 - предохранитель

 

Монтаж электрической части.

Минусовой провод электродвигателя я закрепил под гайкой крепления сигнала.

Плюсовой провод удлинить проводом с сечением 1,5мм2 до места, где установлено реле, и присоединить к клемме 87.

На провод 30-го контакта припаеваем провод предохранителя.

Второй провод, удлинив проводом 1,5мм2, присоединяем ко входной клемме стартера (там где собираются все плюсовые провода).

С силовой частью закончили, теперь слаботочная.

Всю слаботочную цепь собираем из кабеля сечением 0,75мм2.

Берем провод длиной около 60см обжимаем с одной стороны ножевой клеммой и подсоединяем к контакту термореле. Второй конец провода соединяем с проводом идущего от кнопки и присоединяем к контакту 85 реле.

Берем еще один провод длиной, ограниченной расстоянием от термореле до кнопки, обжимаем ножевой клеммой и присоединяем ко второму контакту термореле.

Еще прокладываем один провод от кнопки до предохранительной колодки и присоединяем к клемме, которая всегда находится под напряжением бортовой сети.

Не забудьте подключить 86 контакт реле на массу.

Проверяем все ли правильно подключили, нет ли нигде незаизолированных контактов и пробуем запустить.

Проверьте работу электродвигателя при замкнутом термореле. На непрогретом двигателе замкните его контакты.

Если все работает, то радуемся собственным успехам.

 

Ну кажись все.

Тема тут http://moskvichtuning.ru/index.php?/topic/439-установка-эл-вентилятора-охлаждения/

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
realsystem

можно я попробую :)

Электровентилятор: преимущества, недостатки, установка.

Итак, преимущества всем понятны: лучшее прокачивание воздуха через радиатор, что влечет за собой более интенсивное его охлаждение, и соответственно - охлаждающей жидкости и двигателя. Для моторов УЗАМ-412, по моему скромному мнению, электровентилятор является обязательным, т.к. эти моторы в основном уже не молодые (а соответственно загрязнены изнутри) и в виду конструктивных особенностей не способны нормально охлаждаться на различных участках (вспомним проблему перегрева 4 цилиндра). Отсюда следует, что устанавливать электровентилятор надо, если мотор эксплуатируется часто и в пробках.

Теперь об управлении включением электровентилятора. На современных моторах включение электровентилятора осществляется с помощью термореле (он же датчик включения вентилятора), принцип работы которого следующий: при достижении определённой температуры контакты термореле замыкаются, т.о. замыкая цепь питания электровентилятора. При понижении температуры до определенной, контакты размыкаются, выключая вентилятор. Этими двумя температурами как раз и определяется время работы вентилятора (не надо забывать что электровентилятор имеет большую мощность и лишний раз его питать не стоит).

Теперь о месте установки датчика включения: уже много было споров на эту тему, не буду повторятся, для УЗАМ-412 с верхним термостатом оптимальной является установка датчика включения в разрыв верхнего патрубка радиатора (отводящий патрубок двигателя), т.к. в этом месте температура охлаждающей жидкости самая высокая, и чем раньше электровентилятор получит сигнал включения, тем раньше начнет охлаждать, а для наших моторов это лучше всего. Датчик включения вентилятора может быть установлен в ГАЗовский патрубок (они бывают металические и пластиковые, вторые проще пилить, т.к. они имеют большую длину чем нам надо, но в пластиковом резьба под датчик не надежная).

Теперь про установку электровентилятора: его следует ставить перед радиатором, так чтобы поток создаваемого им воздуха шёл на радиатор, и далее откачивался механическим вентилятором. Выбирать электровентилятор нужно исходя из своих финансовых возможностей. Используя с родным радиатором пилить|резать ничего не надо, просто вставляется вентилятор в диффузоре между решеткой радиатора и самим радиатором и крепится кронштейнами (самодельными, у меня лично получилось без дополнительных креплений, электровентилятор нивовский) к креплениям радиатора. Плюс ко всему рекомендуется на случай отказа датчика включения установить ручное включение вентилятора, подключением параллельно датчику включения кнопку или тумблер в салоне. Ну и обязательно включать электровентилятор через реле, т.е. датчик включения и кнопка будут включать не сам вентилятор, а реле ампер до 30 чтобы было, а уж оно будет коммутировать цепь питания электровентилятора. А также электровентилятор надо посадить на отдельный предохранитель ампер на 25. И ещё в статье "За рулем" было сказано что в схему ещё надо включать последовательно диод, чтобы отсечь токи возбуждаемые при вращении вентилятора в выключенном состоянии от встречного потока.

Статья не полная, приветствуются дополнения.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Solo

По поводу статьи - каждый решает для себя что, где, и как установить, но если уж такое громкое название - наверно надо хоть немного практических советов, а если еще фотоотчет - многие любители и владельцы "Москвича" скажут огромное СПАСИБО.

Так а теперь по порядку:

1. если вентилятор перед радиатором - какой смысл ставить диффузор (положительного-нуль, отрицательного-уменьшение обдува встречным потоком на скорости), проще установить от Шеви-Нивы или иномарочный с опоясывающим ободком (сразу решится проблема срыва потока воздуха с края лопастей. Закрепить существует масса вариантов, благо перед радиатором места предостаточно.

2. при подключении через реле надобность в последовательном диоде отпадает сама собой ибо контакты реле при неработающем карлсоне разомкнуты. Т.е. какие токи возбуждения, что возбуждать в разомкнутой цепи? Вариант с параллельным обратным включением диода контактам реле куда более жизнеспособен - защищает контакты от подгорания.

И еще в журнале "Радио" попадалась схема включения от датчика температуры установленного штатно, там он берет на себя две функции - информация показометра на приборке и управления вентилятора (тут тоже есть свои плюсы - отпадает надобность в установке доп.патрубка и датчика, и минус - уменьшение надежности (хотя из собственного 15-летнего опыта могу сказать что датчик температуры служит долго и без нареканий)).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Tandem

Собратья, всем огромное спасибо за ваши комментарии.

Я обязательно учту ваши замечания при дальнейшем написании статьи.

Но, давайте быть более лояльными.

Я действительно планировал вставить в статью чертежи и фотографии, и подробное описание процесса установки. Но вы такие все быстрые... Извините, но у меня еще мирские дела есть.

Прежде чем что-то отрицать давайте свои предложения. Только я не видел на сайте ни одной еще полноценной статьи, где можно было узнать подробно о каком либо действии, процессе и т.д.

realsystem, спасибо тебе за альтернативный вариант. Думаю согласишься, что среди нас есть не только продвинутые автолюбители (читай: механики, электрики, кузовщики и т.д.), но и те, для которых Масик стал первой и любимой машиной (как первая женщина). И у последних есть желание в Масиках разбираться, а не быть наездником, как мажоры. Подобных постов в форуме как грязи, а помочь разобраться молодому поколению заключается лишь в "кури мануал" или "не помню, давно это было".

Да я сам, блин, когда столкнулся с задачей установки подрулевиков, нашел единственное более-менее понятное описание о том, что нужно что-то где-то подрезать-подпилить, а там прозвонить-соединить, а дальше не помню, склероз, амнезия. Давно это было. И больше ничего. ВСЕ!!! Можно ли использовать существующие колодки, как их распиновывать, нужно ли наращивать косу на переключение дворников? А хрен его знает... Вложи бабло, протрахайся как я, а потом узнаешь, как эту хренотень ставить. Или не так?

Исходя из этого у меня возникло желание полностью расписать весь процесс, казалось бы, банальной задачи установки карлсона.

Если вам что-то не нравиться, напишите свое о том же. А потом будем обсуждать, чья статья лучше и чья должна попасть в контент сайта.

И еще. Возникал вопрос, почему незаконченный вариант? Да лишь потому, что я тоже не Великий Гуру и могу в чем-то ошибиться.

А побольшому счету, не отбивайте желание помочь другим...

Извините за флуд. В сердцах. Просто обидно стало... :cry:

Share this post


Link to post
Share on other sites
R18

Tandem название темы(статьи) поправь

 

установка дополнительного эл.вентилятора в штатную систему охлаждения двигателя

 

Лично у меня стоит элвент заместо штатного - эффекта почти ноль.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Tandem

Джентельмены, помогите!

У меня диллема. В статье наворотил наворотов по электрической части, а чё рисовать, не могу определиться.

Могу нарисовать схему любую, а вот с точки зрения оптимальности - весь в потерях.

 

И так, варианты:

1. ручное управление;

2. чистый автомат;

2. автомат с дублирующей кнопкой;

4. автомат с кнопкой-переключателем.

 

А может все четыре. Не проблема.

Только дайте знать.

 

Четвертый вариант родился на практике (к счастью, не у меня).

Иду сегодня на работу. Стоит на обочине 41-й и вокруг него прыгает цёця (читай тётя) с безумными глазами. Подхожу, джентельмен как-никак, спрашиваю о проблеме. Грит вентилятор не выключаеццо. Постоял, покумекал, за проводок на термореле смык - тишина. В сумке валялся тестер (работа у меня такая). Проверяю - контакты на короткую.

А че посоветовал, сами понимаете. Маршрут один - гамазин, кошелек, СТО, кошелек.

И прекратите флудить. Ссылка на тему в начале статьи.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Node_13

Tandem

 

Рисуй все, лишним не будет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Tandem

Ребята, ну хватит флудить.

Еще раз напоминаю. Разбираем тему в этой ветке, а здесь обсуждаем статью.

Я каждый раз подпрыгиваю, когда вижу эту ветку в заголовке, мо че дельное подсказал. А вы...

[mod:f1f14308a5=SHARk]лишнее выкинул в соотв. тему.[/mod:f1f14308a5]

Share this post


Link to post
Share on other sites
Tandem

Ну вот, наконец-то родил статью...

Прошу не судить строго, т.к. писалось достаточно долгое время.

С фотками прийдется пока повременить. Нет возможности.

Share this post


Link to post
Share on other sites
SHARk

Трёп заканчиваем не тот раздел.

Share this post


Link to post
Share on other sites
SkaZi

Народ а есть статья с фотами про установку ЭЛ вентилятора???Кстати от 41ого Москвича подойдёт?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.