Sign in to follow this  
=Нарком=

КИБЕРШИНЫ

Recommended Posts

=Нарком=

Проблема проколов не дает спокойно жить автомобилистам с того самого дня, когда цельнорезиновые покрышки уступили место пневматическим. Сначала испустившие дух шины клеили прямо на дороге, меняли камеры. Потом стали возить с собой запасные колеса в сборе с шиной. Возят до сих пор. Но похоже, лет через пять понятие «запаска» исчезнет из автомобильного сленга подобно тому, как сгинули в пучине прогресса магнето и трамблер. Виной тому – шины серии Run Flat, на которых можно ездить даже при нулевом давлении. Но это лишь цветочки, которые компания Pirelli продемонстрировала на французском автодроме Paul Ricard. Ягодки будут тогда, когда в серию пойдут Кибершины и Киберколеса.

Сегодня, как и сто лет назад, в случае прокола водитель вынужден устанавливать запасное колесо – терять время, пачкать руки, подвергать себя опасности, поднимая автомобиль на домкрате посреди оживленного шоссе. По сути, замена колеса в случае прокола – это единственная неполадка, которую водитель до сих пор вынужден устранять самостоятельно. Все остальное делают специалисты сервисных станций. Конечно, существует немало проверенных способов борьбы с проколами. На армейских автомобилях давно применяется централизованная подкачка шин, в шины раллийных автомобилей устанавливают кольца из пористой резины, которые в случае прокола позволяют продолжать движение. Бронеавтомобили комплектуют специальными дисками. Однако эти решения в массовом производстве не прижились. Нужны были другие – более простые и в то же время недорогие. Заказчики, то есть представители автомобильных фирм подгоняли шинников – давайте, давайте, думайте, сколько можно занимать полезный объем багажника пятым колесом. Особенно когда это колесо на 18 или 19 дюймов!

Одно время единственным выходом из положения были «докатки» – узенькие колеса, на которых можно двигаться со скоростью 80 км/ч. Но в девяностых годах прошлого столетия компания Goodyear запустила в серию шины серии EMT – Extended Mobility Tyres, то есть шины повышенной мобильности. На вид обычные шины, но их усиленные боковины позволяют продолжать движение даже с нулевым давлением. Скорость такая же, как на «докатке», – 80 км/ч. «Запаска» не нужна, домкрат тоже – проколол колесо и спокойно пилишь в ближайший шиномонтаж. Главное, чтобы он обнаружился не далее чем в 150 км от места прокола. Преимущества таких шин в конце концов признали не только автомобильные компании, но и конкуренты-шинники. Сегодня «непрокалываемые» шины выпускает и Michelin, и Pirelli, и Dunlop. Объем выпуска этих шин с 2000 г. увеличился в семь раз – они уже приняты на первичную комплектацию автомобилей Mini и BMW, Ford Только Pirelli сегодня предлагает более 30 типоразмеров шин Run Flat (в переводе с английского – «спущенная шина»): в их числе и летние модели (P Zero Nero, Eufori@), и зимние (Snowsport, Sottozero). Заканчиваются испытания шин Run Flat для внедорожников.

Для демонстрации выдающихся способностей «непрокалываемых» шин организаторы тестов подготовили три автомобиля BMW шинах Pirelli Eufori@ Run Flat. Колоть шины не стали, просто выкрутили два вентиля: на одном BMW переднее колесо, на другом – заднее. Проехав по размеченной конусами трассе на исправном автомобиле, пересаживаюсь на такой же, но с «пробитым» левым передним колесом. На табло горит красный символ шины – на прямой автомобиль тянет влево, в правых поворотах руль приходится закручивать больше, чем в левых. Но особых проблем это не доставляет – я знаю, что колесо спущено и не спеша еду на «шиномонтаж». Понятно, что проходить повороты «на ушах» в таком состоянии нормальный водитель не будет. А ненормального подстрахует штатная система стабилизации. На автомобиле с «проколотым» задним колесом ехать сложнее – в поворотах BMW норовит уйти в занос. И опять выручает система стабилизации. Если же ее отключить, то BMW «разуть», пустив автомобиль в скольжение. Когда это произошло в первый раз, я не поверил своим глазам: шина соскочила с фиксирующих выступов – хампов, но BMW чиркнул диском по асфальту! Что ж, самое время переименовать шины Run Flat в Safety Tyres – безопасные шины.

Но не стоит забывать, что на шинах Run Flat в случае прокола можно проехать всего (или целых!) 150 км. Для того чтобы вовремя обнаружить падение давления, компания Pirelli рекомендует использовать шины Run Flat в паре с системой мониторинга X-Pressure. Система многоуровневая. Простейшая (Optic) представляет собой четыре колпачка, которые устанавливаются на штатные вентили и сигнализируют о падении давления изменением цвета. Если колпачок белый – давление в норме, покраснел – пора подкачивать. Второй уровень (Acoustic) – те же колпачки, но с передатчиками, которые обеспечивают связь с бортовым компьютером автомобиля. Давление упало – раздается звуковой сигнал, и на комбинации приборов загорается соответствующий символ. Третий уровень (Acoustic Blue) – сигнал с датчиков передается через порт Bluetooth мобильного телефона. И четвертый (Monitor) – сигнал передается через установленную на автомобиле систему Infomobility – водитель получает наглядную информацию о состоянии колес на штатном дисплее бортового компьютера. Элементов питания в передатчиках хватает на 5000 часов работы или пять лет.

Когда пиреллевцы с восторгом описывали достоинства этих колпачков, российские журналисты только ухмылялись. Ну да, конечно – поставил такие колпачки, а через пару дней их свистнули. И плакали кровные 50 евро, которые нужно выложить за самый простой комплект X-Pressure Optic. Но, оказывается, легкосъемное навесное оборудование воруют с автомобилей не только в Москве, но и в Риме. А потому каждый колпачок – это «секретка», открутить которую можно только при помощи специального съемника. Вот это по-нашему!

Тем же, кому лень нагибаться и рассматривать колпачки, которые могут быть грязными и не сразу предупредят о падении давления, придется выложить уже 160 евро за комплект X-Pressure Acustic или AcusticBlue. В этом случае можно забыть про давление в шинах, пока о его падении не напомнит электронная система. А уж для совсем ленивых компания Pirelli совместно с фирмой BBS разработала систему безопасных колес Safety Wheels System (SWS). Спицы таких колес выполняют роль ресивера, куда по давлением 9 Бар закачан воздух. Если шина теряет давление, то ресивер через специальный клапан автоматически подкачивает колесо. Такие колеса уже применяются на мотоциклах, а вскоре появятся и на внедорожниках.

Но где же обещанные кибершины и киберколеса?

«Да вот же они, – тычет пальцем в стенд улыбчивый «экскурсовод» Pirelli – Вот датчики, которые вживляются в протектор шин, вот антенна, при помощи которой сигнал передается на приемник, установлен- ный под крылом автомобиля. Вот картинка, которую видит водитель на дисплее». – «Позвольте, получается, что кибершины существуют только на бумаге?» – «Обижаете, – вот стоит Fiat Stilo в эти самые кибершины».

За руль! Но за руль журналистов не пустили – заглянуть в шинное кибербудущее можно только с места пассажира. Не беда – отсюда прекрасно виден дисплей, на котором высвечиваются диаграммы нагрузок на все четыре колеса. В правых поворотах растут «градусники» левых колес, в левых – все наоборот. В отдельной графе обозначается тип покрытия – «гладкий», «средний», «шороховатый».

Второй проект Pirelli – киберколеса. Здесь уже используются тензодатчики, которые позволяют снимать с каждого колеса вертикаль- ную нагрузку, тяговый и тормозной моменты. Как и кибершины, киберколеса, по расчетам пирелливцев, в недалеком будущем позволят вывести на новый уровень работу антиблокировочных систем и различных систем динамической стабилизации. Сейчас они работают, получая информацию с датчиков вращения колес, которые не учитывают ни тип покрытия, ни реальные нагрузки. А ведь на льду АБС должна работать не так, как на снегу, на снегу – не так, как на асфальте.

Уже сегодня десятки ученых, инженеров, программистов в различных исследовательских центрах решают задачи совершенствования таких систем при помощи высокочувствительных датчиков. Но одно дело теория, другое – практика. Понятно, что в единственном экземпляре компания Pirelli может создать и кибершину, и киберколесо и даже киберавтомобиль. Одно дело запустить «Буран» один раз в космос и совсем другое – открыть постоянный маршрут Байконур – околоземная орбита, куда бы эти «Бураны» летали бы по расписанию. Пока компания Pirelli сделала пробный запуск своего «Бурана». А будет ли продолжение у этого проекта – зависит от инвестиций. В первую очередь, от инвестиций крупных автомобильных компаний. Если их заинтересуют кибершины или киберколеса, то через 5–10 лет мы будем ездить на автомобилях, которые смогут подстраиваться под конкретный тип дорожного покрытия и будут информировать водителя не только о пробеге до планового ТО, но и об остаточном ресурсе шин. И все это в конечном итоге выведет автомобиль на новый уровень безопасности. Правда, к сожалению, и на новый уровень цен.

 

Источник: http://archive.automobili.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.