Димка

Увеличиваем обороты гены. Вопрос по подшипникам

Recommended Posts

Димка

Доброго времени суток всем форумчанам!

 

Разобрал генератор, чтобы заменить в нем подшипники и заодно сделать ревизию нутра. В общем, все прошло штатно, есть у меня мысли по родному гене, но это тема отдельного топа. Ближе к делу))) В общем, я заказал у токаря шкивы на КВ и помпу под поликлиновой ремень. Соответственно, на генератор планируется установить шкив от генератора волги. Передаточное соотношение при таком раскладе получается порядка 2,45. Т.е. подшипники генератора должны крутится до оборотов:

 

6500*2,45=15 925 об/мин.

 

У нас в генераторе стоит 2 разных подшипника - один как на КВ, второй как на помпе. Я решил прикинуть как они себя почувствуют в генераторе.

 

Для расчета скачал ГОСТ 20918-75 "Подшипники качения. Метод расчета предельной частоты вращения". Расчитал частоту вращения для минимальных осевых нагрузок, в общем при самом хорошем раскладе для бОльшего подшипника получилось 12 500об/мин, для малого - 16 000 об/мин. Т.е. чем меньше диаметр окружности тел качения, тем он более скоростной. Как видим, 12 500 явно не достаточно для наших целей. Вижу 2 варианта решения:

 

- Заменить смазку в новом подшипнике на литиевую (спец смазка для больших частот вращения) и забить на это.

- поставить меньший подшипник в переднюю часть гены. Будет больше износ, но зато меньше вероятность его пригорания. Также величина износа будет уменшена за счет поликлина, т.к. натягивать его тоже надо меньше = меньшие нагрузки на подшипник.

- поставить другой подшипник. Вопрос какой?

 

Что скажете?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Fad154

А вы постоянно держите обороты на 6,5 тысячах? :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Timon073

Видимо, это по предельному значению взято. но такие обооты не долго держаться-то будут... и не часто. средние обороты при езде - 3500. ну.. у кого как..

 

поэтому - думаю, что всё будет нормально...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

посмотреть что ставят в ВАЗ2110 генераторы с поликлином там же ПЧ 2,4 близко с твоим.

 

думается что таблица в ГОСТе 20918-75 по скоростным параметрам сегодня д.б. немного иной...

высокооборотистые подшипники существуют т.н. скоростные/высокоскоростные/сверхскоростные, но это не совсем ширпотреб и ценник там думаю совсем не годный.

 

думаю, и со старыми в принципе будет более менее.. 6500 по КВ это же не ресурсные, а кратковременные обороты. Т.е. хотя бы смазать, хотя бы Циатимом.

 

Вообще вопрос очень интересный и практически важный, буду следить за темой.

 

 

насчет меньшего натяга ремня это кстати вопрос. Его нет если делать кронштейн под ролик натяжителя, а если просто перекинуть шкив на старой кинемат. схеме, то сектор в котором будет контакт ремня со шкивом не так уж и велик, и если генератор мощный, то вполне возможно проскальзывание ремня (хотя, читая твои темы не исключено что ты решишь это электронно с помощью РР).

Edited by Мишаня

Share this post


Link to post
Share on other sites
figaro

А откуда взялось передаточное 2,45 ? это у тебя шкив что ли 56 мм ?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Димка

What is the "Циатим"? У меня для таких целей, что есть самое подходящее, так это смазка литиевая немецкая, не помню точно название, но спец. для высокооборотистых подшипников и еще есть Дисульфид молибдена (MoS2), думаю, может подмешать в ту смазку немного дисульфида.

По нагрузкам, я в принципе, тоже думал, что макс. обороты это кратковременное явление, просто не сталкивался с подбором подшипников, думал, может вообще нельзя превышать макс. допустимых оборотов.

Надеюсь, что проскальзывания большого не будет, т.к. поликлин менее к нем склонен, если будет, то буду ставить ролик.

По электронной части есть идеи (не мои, правда, готовое все) но там, по большей части просто продвинутый РР с термокомпенсацией и малыми потерями + другой диодный мост. Но пока я решил оставить все родное, посмотрю, как с моим шкивом будет работать. Если будет чуть не хватать заряда на ХХ, то поставим электронику. След. шаг это установка статорной обмотки от Волги. Нравится мне родной гена - не хочу с ним расставатся. Добротно так, сделан, по сравнению с жигулячим.

 

А откуда взялось передаточное 2,45 ? это у тебя шкив что ли 56 мм ?

У меня шкив 50 мм :)

Делается по чертежам AD из статьи "построение ADского УЗАМА 2,0" и чертеж шкива генератора 402 мотора.

 

P.S. Подшипники будут СССР, благо у меня их в гараже хватает новых. Но смазку там менять по любому, т.к. загустела от давности. Да и жирновато как-то в этого гену новые сверхпрезизионные подшипники ставить :cb2:

 

P.P.S. Кстати, по ГОСТ, при использовании жидкой смазки, допустимые обороты заметно выше.

Edited by Димка

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня
думал, может вообще нельзя превышать макс. допустимых оборотов.

в том же ГОСТе 3 я стр, сноска:

 

"Предельная частота вращения представляет собой частоту вращения при превышении которой не обеспечивается номинальная долговечность (расчетный срок службы подшипников)"

 

What is the "Циатим"

 

ЦИАТИМ 201, очень популярная в советское время смазка, пихали в том числе и высокооборотистые малонагруженные узлы. http://libt.ru/gost/download/gost-6267-74.html

просто подумалось что она есть исходно, ну если искать, то да можно чего и посовременнее подобрать.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Димка
ЦИАТИМ 201, очень популярная в советское время смазка, пихали в том числе и высокооборотистые малонагруженные узлы.

А, помню... где-то проскакивало.... За сноску в ГОСТе отдельное спасибо, был невнимателен :cb2: Значит применяем штатные подшипники)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Tod

Больше 3500 крутиться не будет это дело, посмотри правде в глаза

Share this post


Link to post
Share on other sites
Димка

согласен, но уяснение и уточнение некоторых обстоятельств не помешало :) Главное быть уверенным в своей машине. Когда сам делаешь, то сам все проверяешь. Если смотрели тот ГОСТ, то из него ясно, что для бОльших частот вращения, размер подшипников надо уменьшать. Наверное, именно поэтому в вазогенераторе подшипники меньших размеров стоят. Но, правда долговечность их меньше, чем наших.

Кроме того, по результатам исследований, сделан еще 1 немаловажный вывод, а именно, некоторые допускают мыслю, что при установке меньшего шкива на помпу (укороченная помпа) надо и подшипники там ставить другие. Даже AD про это писал. Однако, если расчитать все по гост, то абсолютно очевидно, что подшипники в помпе с огроменным запасом, по этому о них можно вообще ни разу не парится.

Вот так вот :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

да, но между тем практика показывает, что с уменьш. шкивом подшипники помпы живут совсем мало. Понятно, что обороты тут не основное, но факт.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Димка

В общем, ставлю, что есть. Смажу и вперед. Кста, помпа тоже укороченная у меня. Надо будет и там ревизию подшипников сделать.

Share this post


Link to post
Share on other sites
RMaks
What is the "Циатим"?

Только не 201, а 221. Это две совсем разных разницы.

ИМХО - будет достаточно.

При большом желании подобрать буржуйские аналоги подшипников с увеличенными ткпловыми зазорами С3. Для маньяков - С4

Share this post


Link to post
Share on other sites
Димка

Я так понял, что Циатим 221 это такая бело-бежевая хрень. Ее я вымывал из подшипников ;) За годы хранения она изрядно загустела. В общем, нашел у себя в гараже 2 новых подшипника, отмыл, перемазал и поставил.

Кстати, с помпой все не так весело, т.к. для нее подшипников новых у меня нету. Старых есть 4 штуки. 2 вроде еще живые. Как определить, можно ставить подшипник или уже ему тапки? Я те 2 подшипника в бензе отмыл, вращаются легко, вроде без особых люфтов. Но немного смущает тот момент, что когда я их выбивал из помпы, то я бил по валу, т.е. усилие передавалось на внутренюю обойму, а опора была под внешней. Сильно ли это страшно или можно забить на это, просто оценить состояние и поставить?

Сегодня зайду в магазин, гляну по чем подшипники у нас, может новые поставилю в помпу тоже, если цена не особо кусючая...

Результаты моей работы:

Делай раз:

IMG_7670.JPG

IMG_7672.JPG

Делай два:

IMG_7673.JPG

Делай три :music-04:

IMG_7674.JPG

Потом одел пыльники и собрал все до кучи:

IMG_7676.JPG

Share this post


Link to post
Share on other sites
жура

Шкив у Мерседеса с двигателем больше 2 литров (помоему 271) 185мм. поликлин 7ПК. И шкив генератора примерно 60мм. Посчитай передатку ;) Глянь какие там подшипники, может чего и придумаешь.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Димка

ок, понял, подумаем над этим. Нифиговое передаточное число на помпе... И кавитации никакой не происходит, которой шигорин частенько пугает народ ;) Здесь говорят, что на укороченной помпе подшипники быстрее мрут. Очевидно, это не из-за высоких оборотов помпы (расчет я приводил), а из-за удаления дистанционной втулки. Изменяется рычаг на задний подшипник,и, следовательно, увел. нагрузка на него.

Share this post


Link to post
Share on other sites
жура

прошу прощения каким образом ты можешь проверить наличие или отсутствие кавитации??? Оборотами помпы лучше не баловаться, это не генератор, выломает пошипники помпы на дороге-далеко не уедешь. Ей для работы диаметра 90мм. при стоковом шкиве КВ за глаза. Если шкив КВ увеличиваешь, паровозом надо увеличивать и шкив помпы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Димка

Да, согласен полностью с вами на счет шкивов. На помпе будет стоять шкив 90мм по чертежам AD. Что касается кавитации, я имел ввиду, что если бы она на мерсах встречалась, то уже бы это было известно. Хотя да, согласен, сравнивать передаточные числа нашего двига и мереноского это ниачем, т.к. я не знаю какая там крыльчатка и сечения подводящих/отводящих трубопроводов. А это очень сильно влияет на возникновение кавитации.

 

P.S. сегодня купил шкив на гену, надо будет чуть проточить внутренний диаметр, чтобы саился на наш вал. По моим прикидкам, снять надо где-то 0,15. Шкив ЗМЗ 402:

IMG_7678.JPG

 

P.P.S. Блин, я баран:

Шкив у Мерседеса с двигателем больше 2 литров (помоему 271) 185мм. поликлин 7ПК. И шкив генератора примерно 60мм

Чета прочиталось не шкив генератора, а шкив помпы... с меня пардон.

Share this post


Link to post
Share on other sites
жура

сечение подводящих и отводящих патрубков у нас вполне достаточное, тут самую главная причина возникновения кавитации это зазор между крыльчаткой помпы и "рупором", та часть в которой крыльчатка крутясь захватывает жижу. Чем больше там зазор, тем на ниже обороты, при которых может возникнуть завоздушивание-кавитация.

Edited by жура

Share this post


Link to post
Share on other sites
Димка

спасибо за инфру. Не знал. Кстати, жура огромнейший тебе респект! Я до сих пор под впечатлением об установке нагнетателя)))) Жаль фотки так и не смог скачать...

Share this post


Link to post
Share on other sites
figaro

Эти шкивы есть с посадкой на 15 и 17мм.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Димка

Ессно я взял на 17 :diablo: Если почитаете некоторые форумы (уже не помню где читал), то все, кто ставят таким образом шкивы, растачивают этот ЗМЗшный шкив. Там посадка другая. Вроде, пошло все от человека с ником Ahlen он первый сделал чертежи и придумал использовать этот шкив на гену. Есть вариант установки шкивов от ВАЗ, но мне он не так приглянулся, т.к. там стенка тонкая и, соответственно, возникают проблемы с биениями, т.к. все мы знаем качество проставок и "ровность" нашей крыльчатки. Здесь на форуме даже тема есть, посвященная уставноке этих шкивов. Там надо проставки вытачивать заново с соотв. точностью. При установке шкива от 402 мотора этих проблем нет, т.к. у него посадочная длинна порядка 10мм.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Димка

шкив был переточен. Диаметр моего вала генератора = 16,97 мм. Допуск на посадку, полагаю был сделан порядка 0,01 - 0,03, но не замерял, т.к. нутрометра не имею. Шкив садится на вал достаточно плотно, т.е. в притирку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.