Aleksey_SN

регулировка зазора в барабанных тормозах

Recommended Posts

Aleksey_SN

Почему-то в двух книгах об этом полный 0, да и на форуме не обсуждается такая банальнейшая вещь как регулировка зазора между колодкой и барабаном. У меня этот вопрос стал при обслуживании задних тормозных барабанов (сменил колодки). Почти во всей литературе кроме как в книгах про Москвич говорится, что зазор между колодками и барабаном РЕГУЛИРУЕТСЯ ЭКСЦЕНТРИКОВЫМ ВИНТОМ. И у нас тоже этот винт есть. Крутя эксцентрик при немного ослабленной гайке можно добится в т.ч. как утапливание колодок вглубь, так и их разбег до такой степени что барабан не будет одеваться.

Интересно, почему это такой гиперсекрет и никто из автовладельцев с данного форума эксцентрики эти не крутят, а то кувалдой забивают барабаны, то распорные пластины переворачивают, то другую тяжелую работу делают, которую можно было бы и не делать.

Свою проблему с разогревом барабана после установки новых колодок я решил именно регулировкой эксцентрика.

Share this post


Link to post
Share on other sites
kirik

на москвиче зазор не регулируется, он выставляется автоматически, наши эксцентрики не имеют никакого отношения к регулеровке зазора колодка-барабан, ими регулируетсмя только ручник и про это можно прочитать в соответствующем разделе книги, естествено при установке новых колодок регулировку ручника надо ослаблять...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

этот винт - часть стояночной тормозной системы.

Зазор между колодкой и барабаном выбирается автоматически специальной конструкцией тормозных цилиндров, т.н. устройство автоматического поддержания зазора (УАПЗ).

 

Эта система появилась начиная с М403. Т.е. есть на М408, 412, 2140.

 

На предшествующих моделях зазор регулировался вручную эксцентриковыми винтами (их было по числу колодок), - регулировали когда, возрастал свободный ход педали тормоза, если правильно помню он при прокаченной системе, по центру площадки педали тормоза, должен составлять 4-6 мм.

 

На "современных" авто перед установкой барабана нужно просто сдвинуть поршни в цилиндр, далее при исправном УАПЗ зазор будет установлен после первого нажатия на педаль тормоза. На ранних, - свести колодки вращая эксцентриковые винты, а после установки барабана пододвинуть ексцентриком колодку к барабану обратно..

 

А эксц. винт, распорная планка это все к регулировке стояночного (ручного) тормоза, в настоящее время много удобнее заменить их на регулируемую распорную планку от 2141.

 

пока сочинял ответ, kirik, отразил суть.

но не стирать же...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

поправлюсь сам.

 

Написал не совсем правду, извиняюсь.

 

Свободный ход - 4-6 мм, верно, но регулировка, конечно не эксц. винтами, а длиной толкателя ГТЦ;

эксцентриками подводить колодки начинали если ход педали тормоза становился более 2/3 возможного перемещения.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Aleksey_SN

Черт возьми, но развод колодок осуществляется воздействием того, что стоит на этом самом винте (рычаг на который идет трос ручника) на распорную планку и поворот этого эксцентрика здорово в моем случае влияет на начальное положение колодок. Соответственно и на зазор. Что не так ?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

при замене колодок или барабана, или при одевании барабана у которого есть бурт из-за большого износа, перед установкой барабана нужно свести колодки - уперевшись в тормозной щит монтировкой надавить на колодку т.о. вдвинув поршни в РТЦ свести колодки. Колодки сведутся до упора в пазы распорной планки и рычаг ручного тормоза, если такое сведение не позволяет надеть барабан, - нужно ослабить натяжение троса ручного тормоза - регулировка длины троса под днищем в районе удлинителя КПП., если и этого недостаточно, то ослабив стопорную гайку эксцентрика, максимально отвести рычаг ручного тормоза от распорной планки, снова сдвинуть колодки до упора в распорную планку. Если и после этого барабан не одеть, то проверять толщину, ровность приклейки накладок, правильность установки колодок.

 

А так совет - поставьте распорную планку с 2141, и обслуживание задних торм. механизмов станет много проще.

 

а не говорят об этом, т.к. замена колодок подразумевает после этого регулировку стояночного тормоза.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Aleksey_SN

нюанс вот ещё какой : заметил, что задние барабанные тормоза слабее значительно передних. Т.е. если выжать педаль тормоза и подпереть палкой, чтобы была в нажатом состоянии или попросить друга подержать, а машина выешена на опорах, то потом пытаешься крутануть передние колеса -никак, даже с помощью монтировки, а вот задние тяжело крутятся, но все же просто руками можно крутить без каких-либо инструментов. Так и должно быть ?

А вот если ручник поднимаешь, то задние уже никак стронуть нельзя с места.

Share this post


Link to post
Share on other sites
kirik

а ты поставь козлики не под кузов, а под балку моста, чтобы подвеску загрузить, задние тормоза будут тормозить значительно сильнее, это нормальная работа колдуна (регулятора тормозных усилий)...

Share this post


Link to post
Share on other sites
мурзик-412

Действительно, выставление зазоров задних тормозов описано в литературе невнятно. К тому же зазоров этих несколько. Поэтому в дополнение к книге я сам себе сочинил инструкцию по обращению с задними барабанными тормозами М-412. Вот она:

 

1. Ослабить трос ручника натяжным устройством под КПП.

2. Два домкрата ставить под низ рессор, вывесить задницу, сняв колеса.

3. Снять барабаны; если снимаются тяжело, снимать барабаны вращательным движением, а если даже так не получается, то см. в книге прием, родственный п.4.

4. Двумя монтировками приблизить колодки друг к другу, упираясь в край щита и утапливая поршни рабочих тормозных цилиндров.

5. Пометить колодки, где какая стояла. Пометить, какой стороной наружу стояли распорные планки.

6. Снять натяжные пружины, разобрать узел эксцентрика, снять колодки. Верхние пружины удобно снимать при помощи куска проволоки в виде U-образной петли, за которую дергать плоскогубцами.

7. Плоскогубцами пробовать слегка вращать по часовой- против часовой поршень рабочего т. цилиндра. Сначала одного колеса, потом другого. Если не поддается, цилиндр под замену, т.к. поршень клинит.

8. Отогнуть пыльник рабочего т. цилиндра. Если под пыльником тормозная жидкость - цилиндр под замену (баловство с заменой манжет или игнорирование наблюдения чревато возвращением к теме через полгода).

9. Проверить, на месте ли упорная разрезная шайба пружины колесного конца троса ручника.

10. Если колодки не требуют замены, желательно ставить их на свои места (см. п.5), т.к. износ накладок с внутренней и наружной стороны неодинаков. Клиновидный профиль накладки не обеспечит прилегания, если колодку поставить так, что ее наружная и внутренняя сторона поменяются местами (например, если поменять местами колодки внутри одного колеса).

11. У новых колодок накладка может быть приклеена кривовато, тогда следует сточить накладку, чтобы не вылезала за края металла колодки, иначе накладка может задевать за барабан.

12. Осмотреть большую шайбу узла эксцентрика. Если она приобрела вдавленность, при сборке узла шайбу следует повернуть выпуклостью наружу.

13. Собрать эксцентриковый узел, поставить колодки и распорную планку на место; установить стяжные пружины. Верхние пружины удобно натягивать при помощи конца небольшого напильника - острого конца под ручку.

14. Законтрить гайку эксцентрика небольшим усилием. Пошевелить рукой нажимной рычаг - от себя и на себя, он не должен быть зажат. Если при сборке узла использовали смазку, изменение ее поблескивания в зазоре между осевым отверстием нажимного рычага и упорной втулкой-осью позволяет легко увидеть наличие зазора.

15. Отвести при помощи эксцентрика нажимные рычаги ручного тормоза обоих колес от распорных планок на максимальное расстояние. Это расстояние (зазор) смотреть в месте рабочего касания нажимного рычага и распорной планки.

16. Одеть барабаны, предварительно проверив наличие возвышения - бурта - по кромке зеркала. Бурт подлежит стачиванию - его нетрудно сточить, например, на каменном дисковом точиле (большая точность в этом деле не нужна).

17. Проверить, сколько щелчков делает освобожденный от натяжения рычаг ручника в салоне; обеспечить ход минимум 6 щелчков, если заржавел.

18. Несколько раз энергично нажать педаль тормоза.

19. Снять барабаны.

20. Замерить зазоры из п.15 одного и другого колеса и уменьшить эксцентриком больший зазор до наименьшего зазора, получившегося из двух.

21. Подтянуть трос ручного тормоза (под КПП) до исчезновения зазоров из п.20.

22. Эксцентриком немного развести колодки: так, чтобы появился минимальный зазор между поршнями рабочего т. цилиндра и колодками. Взявшись руками за обе колодки и шатая их вправо-влево надо почувствовать хоть какой-то зазор - 1 миллиметр или меньше. Зазор должен быть именно за счет расстояния между колодкой и поршнем, а не за счет перемещения поршня.

23. Одеть барабаны и колеса, проверить отсутствие подтормаживания. Если есть, см. п.п.7 и 11.

24. Подтягивать трос ручника до момента касания колодки и барабана. Отпустить гайку натяжителя на полоборота.

25. Итоговая регулировка допускает легкое касание, позволяющее преодолеть подтормаживание одним пальцем руки.

26. Не забыть сняться с домкратов :D

Edited by мурзик-412

Share this post


Link to post
Share on other sites
MADCAT

Добавлю еще немного...

Распорные планки на барабанах М-2140 (наверно и на М-412, и М-408) хитрой конструкции-слева должна стоять планка с тремя рисками, а справа с двумя, причем рисками наружу. Если их однеть неправильно то барабан на место не станет! как ни крути никакие винты. Переворот распорных планок необходим только когда колодки уже прилично изношены, но до замены им еще рановато.

А эксцентрики да, только к ручнику имеют отношение...

Share this post


Link to post
Share on other sites
мурзик-412
Переворот распорных планок необходим только когда колодки уже прилично изношены...

 

Да, верно, таким приемом пользуются нечасто. Я бы даже сказал, что эта цитата из книги моей собственной практикой никак не подтверждается. Более-менее рабочий барабан не требует поворота планки даже при изношенных колодках. А сами барабаны приобретают эллипсность и выходят из строя гораздо раньше, чем их естественный износ сравняется с диаметром, при котором возникает необходимость перевернуть планку. Как я понимаю, эта задумка с переворотом планок была рассчитана на износ колодок и расточенные (ремонтные) барабаны. Для обычной эксплуатации кроме неудобства описанная конструкция родных 408-412-2140 распорных планок не дает ничего. Ну, разве со временем докатимся до дефицита новых барабанов и начнем растачивать имеющиеся. Вот тогда...

Edited by мурзик-412

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

если тут все подробно, пошагово, то добавлю, что все прокрутки регулировки проводить, при барабане прижатом штатными винтами или диском колеса.

 

при подгонке накладок, точить по барабану.

 

снятие бурта легко провести на автомобиле, см. профильные темы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Satt

раз уж пошла такая пьянка

как планочку 41 выставить "как нужно" ,

 

есть мысль без пружины поставить её , одеть барабан, нажать на тормоза а потом акуратно снять и подвести до этого положения

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

я её вращаю через штатное отверстие длинной отверткой, без особых проблем.

 

Ну а для маньяков, можно сделать отверстие в тормозном щите как и в 2141, отверстие закрыть пробкой.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Aleksey_SN

короче со всем этим разобрался, но поставил всё "нулевое", т.е. менял и цилиндры и колодки и барабаны с обоих сторон. Сразу после замены едва барабаны можно было повернуть монтировкой : так плотно они садятся на новые колодки с толстыми черными накладками (на новые колодки с тонкими ТИИРовскими накладками оранжевого цвета садятся без проблем). Поршни при этом вдавлены (новые цилиндры), пластина распорная стоит как положено - на минимальное сближение колодок внутрь. Покрутил немного туда-сюда колеса рычагом - все стало очень легко ходить, колодки стали на место. После этого эксцентрик подрегулировал так, чтобы был при отпущенном ручнике зазорчик небольшой между рычагом ручника и упором распорной пластины.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Tectonik

нужна помощь :) у меня раньше был 2140, и там на задних тормозах, внизу куда колодки упираются были болты регулировочные. Этими болтами когда новые ставил колодки свел их и барабаны прекрасно налезли без всяких подточек и т.д. все работало на ура.

 

Теперь у меня 412, хотел тоже сменить колодки, а там вместо этих болтов гладкие шляпки как на заклепках! Это у всех так или что? Я уже собрался искать другие щитки с регулировкой, а тут вроде пишут что и так новые колодки встанут?

Share this post


Link to post
Share on other sites
temo

у меня тоже проблема с задними тормозами, заклинило заднее левое колесо, никак не смог снять барабан, скажите я все правильно делаю(просто в механике не особо шарю)?'

Я снял колесо, потом на барабане 2 винта из открутил, что еще его держит? Либо его тупо колодка прижала, как ее ослабить? и просто тянуть на себя?

заранее спасибо

Share this post


Link to post
Share on other sites
TheChief
у меня тоже проблема с задними тормозами, заклинило заднее левое колесо, никак не смог снять барабан, скажите я все правильно делаю(просто в механике не особо шарю)?'

Я снял колесо, потом на барабане 2 винта из открутил, что еще его держит? Либо его тупо колодка прижала, как ее ослабить? и просто тянуть на себя?

заранее спасибо

Делаешь все правильно.

Варианта снять плотно сидящий барабан два - первый - в те отверстия, которые есть на барабане, на лицевой стороне (с резьбой М6) вкручиваешь два болта М6 и потихоньку, равномерно подтягиваешь их - барабан тихонечко стаскивается с колодок.

Второй вариант - слегка отвинчиваешь штуцер прокачки и через отверстие в барабане отверткой немного сдвигаешь колодки друг к другу, внутрь - после этого барабан снимается.

Edited by TheChief

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.