mkF

Текучесть тосола при низких температурах

Recommended Posts

mkF

То, что тосол просачивается через мелкие щели гораздо лучше воды, это все знают. Собственно тоже это всегда знал.

Но, недавно после сильных морозов (-40) заметил подтеки тосола из-под головки. Вниз от стыка блока и головки тоненькими ниточками струился, судя по всему, тосол. Причем в более теплую погоду такой вещи никогда не замечал. Признаков попадания тосола в масло нет, в систему охлаждения тоже газы не выходят. Но есть подозрение, что тосол с равным успехом приникает в цилиндры. Мотор при -30 заводится на двух цилиндрах. Два остальных не фурычат. Работает так до первого чиха. Потом глохнет. На двух свечах капельки льда. В прошлом году такая же ситуация была при морозе (две свечи были во льду). Но значения не придал - купил новые свечи, завелся сразу же.

Порывшись в великом могучем, нашел, что тосол (вроде как) действительно лучше просачивается при отрицательных температурах.

Физику явления не нашел. Ну да ладно. Пока поверим.

 

Так вот в чем сомневаюсь.

Стоит ли протягивать головку на холодном двигателе при -30 и правильно ли это?

Или стоит сразу прокладку менять?

Может ли такое быть из-за различных температурных коэффициентов расширения материала блока и шпилек, гильз?

Или все-таки это зараза тосол такой?

Share this post


Link to post
Share on other sites
shpunt

Не знаю честно. Но у меня такая же фигня, правда я перед морозами поменял прокладку, и не успел ещё второй раз протянуть её. У меня стык ГБЦ и Блока чуть влажный. Свечи ещё не доставал, но подтраивает, и дымок беловатый идёт.

Share this post


Link to post
Share on other sites
shpunt

Хотя, я думаю, это как-то связано с расширением тосола при критически низких температурах для его замерзания.

Share this post


Link to post
Share on other sites
mkF

В этот момент тосол еще вполне жидкий. Да и потом при замерзании тосол не кристаллизуется и не увеличивается в объеме. Может при низких температурах водородные связи нарушаются или еще что-нибудь... Эх, надо было в школе химию учить :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

mkF, как вопрос решился то?

 

Ты прав, распространенные (дешевые) тосолы/антифризы на базе этиленгликоля C2H4(ОН)2, да и более правильные (менее токсичные) и дорогие на базе пропиленгликоля C3H6(ОН)2 имеют меньший молекулярный размер в сравнении с чистой водой, потому требуют лучшего уплотнения. С другой стороны кинематическая вязкость антифризов на низких температурах в 50, а то и значительнее, раз больше чем у воды, следствием будет повышенный износ уплотнений валов из-за большей толщины смазывающей пленки.

 

Отсутствие сопряжения в моторе по КТР материалов, тоже на первый взгляд очевидно... Если просто сравнивать железо и алюминий, то разница КТРов почти в два раза (у Al больше), логично что при охлаждении будет прослабление затяжки алюминия железным болтом. Я не знаю, но полагаю что исходя из условий работы мотора конструктора КТР материала шпилек легированием подтянули к КТР сплава ГБЦ, но наверняка различие есть. Потому вариант течи вполне реальный. Как его решать не очень понятно видимо ставить корректирующие шайбы, кстати шайбы ГБЦ просто термообработка или ещё и материал хитрый, кто-нибудь знает?

 

В общем любопытно как решил проблему, в чем была причина (может просто протянута слабо) или само ушло с потеплением?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Beavis

Тут может не столько тосол течёт сколько металл от мороза сжался )))))

Share this post


Link to post
Share on other sites
mkF
mkF, как вопрос решился то?

 

В общем любопытно как решил проблему, в чем была причина (может просто протянута слабо) или само ушло с потеплением?

С потеплением прошло. Головку протягивал на всякий случай - практически не тянулась. Поскольку волшебный ключ у меня есть, то перетягивать не стал - тянул строго по рекомендациям.

На конец - начало года пару недель было -30. Машина в гараже стояла. За это время лужа тосола под машиной накопилась. Правда вся масса из крана печки вытекла. Где-то капля в 10 минут. Машина с осени не ездила, но пока морозов не было такого не наблюдалось.

Грамотный механик-москвичевод по этому поводу сразу сказал, что проникающая способность тосола с понижением температуры увеличивается. Я раньше этого не знал.

 

То, что из под головки чуть чуть сочится снаружи не страшно, там совсем мало - тоненькие струйки. Максимум несколько капель. Меня больше беспокоит возможность просачивания в камеру сгорания. Мотор на морозе упорно заводится на двух цилиндрах. Причем выхлопные газы в систему не попадают. Может это паранойя, конечно. Но свечи обледенелые бывают.

 

Кран печки в ближайшее свободное время будет изъят, установлен шаровый водопроводный. Для регулировки температуры в салоне куплен клапан данфософский с термоголовкой. Надеюсь течь не будет. Заодно климат-контроль будет.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня
Грамотный механик-москвичевод по этому поводу сразу сказал, что проникающая способность тосола с понижением температуры увеличивается. Я раньше этого не знал.

не согласен, кинематическая вязкость тосола и подобных на низкой темпрературе увеличивается, соответственно текучесть его понижается. А течет из-за послабления стыков, дубения уплотнителей, резиновых патрубков, деформации пластиковых, и сжатия металлических.

Share this post


Link to post
Share on other sites
mkF
не согласен, кинематическая вязкость тосола и подобных на низкой темпрературе увеличивается, соответственно текучесть его понижается. А течет из-за послабления стыков, дубения уплотнителей, резиновых патрубков, деформации пластиковых, и сжатия металлических.

Не соглашусь. У бензина например кинематическая вязкость меньше, чем у керосина, но протечки всякие определяют керосином. Так что, думаю, что дело не только в вязкости, но еще и в размерах и поведении молекул вещества.

 

"Тосол (по ТУ 6-02-751-73) растров этиленгликоля в воде с присадками. Этиленгликоль (хим. формула С2Н4(ОН)2) - пищейвой яд, имеет бОльшую проникающую способность, чем вода, коэффицент теплового расшрения также больше, чем у воды."

из тырнета

Share this post


Link to post
Share on other sites
Metallica fan

у меня тоже под впускным колектором на стыке гбц/блок влажно видно что ребра мокрые но на ощуп сухо все.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

смачивающая способность и текучесть разные понятия.

Течет потому, что появляется щель в уплотнении, а не потому, что становится более проникающим (грубо говоря причина не превращение воды в керосин, а появление дырки).

 

вода η ~ 0,2-5 мм2/сек

антифриз на низких температурах η ~ 10-100 мм2/сек.

Share this post


Link to post
Share on other sites
mkF

На счет щелей не спорю. По большому счету сдаюсь ибо не в состоянии приводить какие-либо аргументы по этому поводу. На счет ГБЦ скажу только, что щели от низкой температуры там не могут появиться, так как шпильки всегда находятся в напряженном состоянии. Хоть мороз хоть жара. Не знаю чего там у гликолей меняется от температуры... молекулы ли съеживаются или силы поверхностного натяжения изменяются. Но факт протечек из под ГБЦ наблюдался.

Share this post


Link to post
Share on other sites
shigorin

бензин просто испарится

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

почему же течёт? если взять худьший вариант сталь-алюминий, то разбег длин с комнаты на -30 за счет КТР около 0,5 мкм.

Вероятно ГБЦ или блок нуждаются в шлифовке.

Share this post


Link to post
Share on other sites
mkF

Вот что нашел:

Поверхностное натяжение этилен гликоля

 

Данная характеристика этиленгликоля отражает текучесть этого вещества. Его коэффициент поверхностного натяжения существенно ниже, чем у воды, а готовые теплоносители в два раза более текучи воды. Поэтому теплоноситель может легко проникнуть через щели негерметичного соединения. В связи с этим при замене этиленгликоля специалисты следят за плотностью соединения элементов контура.

Т.е. вот. Про зависимость от температуры - ничего не нашел, но у основной массы веществ (не растворов) поверхностное натяжение увеличивается с понижением температуры

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

о том и речь; если на горячую не течет, то на холодную потечет только если появится дырка.

Вопрос почему появляется дырка?

Share this post


Link to post
Share on other sites
mkF

Коэффициент температурного расширения алюминия - 23е-6 на градус

для стали 11..17е-6 на градус

при изменении температуры на 50 градусов, длине шпильки ГБЦ 150 мм (примерно, сам не замерял) получаем разность теплового расширения примерно 0.1 мм. При этом КТР прокладки - неизвестен. В принципе достаточные условия для появления течи, но с другой стороны каждая шпилька натянута с усилием н-цать тонн. Упругой деформации шпильки должно с лихвой хватать, чтобы компенсировать температурные изменения.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня
около 0,5 мкм

действительно это ошибка, 0,5 это на мм длины, на 150 мм это выйдет около 8 мкм.

 

В принципе достаточные условия
должно с лихвой хватать

пока не доказано. Вот если будет информация о кривизне блока и ГБЦ...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Irkutsk-AZLK

ничего протягивать не надо! рано или поздно оторвешь бошку болтам, вот тогда копец, задолбаешся высверливать и заново ставить.

Share this post


Link to post
Share on other sites
mkF

По всей видимости загадка текучести тосола решена :rolleyes:

Есть три факта (я их не проверял, но вполне доверяю) :

1. Текучесть или просачиваемость (ненаучный термин, но она обратно пропорциональна коэффициенту поверхностного натяжения) чистого этиленгликоля во много раз выше чем у воды

2. Текучесть тосола (грубо - раствор этиленгликоля в воде) примерно в два раз выше, чем у воды.

3. При достижении температуры замерзания тосола, он не замерзает полностью, а образует кашу из кристалликов льда.

 

В отличие от воды, антифризы при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде МЭГ
в тексте МЭГ - моноэтиленгликоль.

 

Так вот эти самые кристаллики есть чистая вода, а то что остается это этиленгликоль. При температуре -40 (после этого и был замечен факт просачивания) как раз и замерзает обычный (не арктический) тосол. Вода остается в кристалликах, а более концентрированный этиленгликоль старается вытечь через еще более мелкие зазоры.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.