Sign in to follow this  
Paul_412

"и Вдогонку Им Ветер Летит..."

Recommended Posts

Paul_412

И вдогонку им ветер летит...

 

Текст Льва Шугурова, журнал "Игрушки для больших" №29 за 2003 год

 

Это слова из спортивной песни, которую в пятидесятые годы часто можно было слышать по радио. Именно в эти годы на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) пустил корни наш автомобильный спорт. Инициатором участия заводских испытателей в гонке на "Москвичах" стал начальник отдела испытаний МЗМА Лев Александрович Гивартовский. Именно он в 1950 году стал первым чемпионом СССР в классе автомобилей до 1200 куб.см.

Гивартовский встретил понимание у главного конструктора завода Александра Фёдоровича Андронова. Тот видел в гонках верный способ подвергнуть испытаниям новые конструкции. И в итоге на соревнованиях можно было видеть опытные образцы "Москвича-400-424" , двигателей "401", "403Э", "404", "405".

На серийных машинах модели "400-420" испытатели МЗМА успешно выступали на первенствах страны по шоссейным гонкам. Л.Гивартовский стал чемпионом в 1950 году, А.Гераимов- в 1951, 1952, 1953 годах, В.Орлов- в 1954 году. На их автомобилях стояли, казалось бы, серийные моторы модели "400", но… Их рабочий объём был увеличен до предела, допускаемого для данного класса автомобилей, и составлял 1187 куб.см. Благодаря увеличенной степени сжатия, и другим переделкам, мощность выросла с 23 л.с. до 34 при 4200 об/мин. С таким мотором достигалась максимальная скорость 125 км/ч.

Уже в 1951 году одна из опытных машин с кузовом "424" подверглась переделке. Её кузов стал двухдверным типа "купе",и место серийного мотора занял опытный двигатель "403Э". Он имел верхние впускные и нижние выпускные клапаны. При рабочем объёме 1190 куб.см. его мощность достигала 37 л.с. на режиме 4200 об.мин. Этот "Москвич-403Э-424К" развивал скорость 123 км/ч.

На базе одного из опытных образцов "Москвича-400-424"начальник экспериментального цеха Игорь Александрович Гладилин в одиночку спроектировал открытую спортивную машину, которая была известна как "Москвич-Спорт". На ней был установлен экспериментальный двигатель модели "404", сконструированный Игорем Ивановичем Окуневым. Он уже был верхнеклапанным со штанговым приводом. При рабочем объёме 1074 куб.см., развивал мощность 58 л.с. при 4860 об.мин. Столь значительная для того времени (1954 год) мощность достигалась благодаря полусферической камере сгорания и четырём карбюраторам от мотоцикла ИЖ-49.

Формально машина должна была именоваться "Москвич-404-424С". Она весила около 800 кг., и развивала скорость 160 км/ч. Впоследствии этот автомобиль не раз модернизировали. Так, в 1959 году она получила 4-ступенчатую КПП (вместо 3-ст.), 15 дюймовые шины вместо 16 дюймовых, а главное- другой двигатель. Это был мотор модели "407" (1358 куб.см.) с верхними клапанами. Благодаря увеличенной до 9 единиц степени сжатия и четырём карбюраторам от мотоцикла ИЖ-49 он развивал мощность 70 л.с., при 4800 об.мин. В таком варианте двигатели имели обозначение "407Г"

В 1962 году на эту машину, которая должна была называться "Москвич-407Г-424С", вместо независимой подвески передних колёс типа Dubonnet была установлена независимая подвеска на пружинах и поперечных вильчатых рычагах от "Москвича-407", гипоидный задний мост и колёса с 13 дюймовыми шинами.

Последний старт этого спортивного "Москвича" состоялся в 1964 году. За 10 лет службы этой машины гонщики Е.Веретов (1957 г.), А.терёхин (1958-1959 гг.) трижды выиграли первенство СССР по кольцевым автомобильным гонкам. А в 1965 году автомобиль списали в металлолом.

В 1962 году были изготовлены два спортивных автомобиля "Москвич-407 купе". Руководил их постройкой Л.Шугуров. Для машины использовался форсированный двигатель модели "403". Он получил поршни с выпуклым днищем, головку цилиндров с изменённой формой камеры сгорания (степень сжатия- 9,5), специальным гоночным распредвалом и четыремя гоночными мотоциклетными карбюраторами К-99. Мощность двигателя составила 77 л.с. при 5500 об.мин. Двигатель сезона 1964 года был оснащён двумя сдвоенными горизонтальными карбюраторами Weber-40DCO. Они не давали прибавки мощности, но работали без "провалов"

"Москвичи-407 купе" использовали главным образом для зимних гонок по ипподрому. Поскольку задняя часть кузова у них неизбежно была облегчена (не было задних сидений, задней части надстройки со стёклами и задних дверей), для таких соревнований приходилось возить в багажнике балласт массой около 100 кг. Он обеспечивал нужную загрузку ведущих колёс и предотвращал пробуксовку и занос машины.

"Москвич-407 купе" в отличие от серийной модели имел стабилизатор поперечной устойчивости в подвеске задних колёс и 13 дюймовые колёса. Оба экземпляра не сохранились.

Для установления всесоюзных рекордов скорости конструкторская группа гоночных автомобилей МЗМА подготовила в 1972 году специальный вариант "Москвича-412"

Кузов был предельно облегчён. В частности было установлено лишь одно водительское сиденье, снята обивка салона. Для снижения центра тяжести была изменена подвеска колёс, в результате чего опустился кузов. Ради улучшения обтекаемости были сняты бампера и другие наружные элементы, вызывающие завихрения. Колёса были 13 дюймовыми, отлитыми из магниевого сплава. На борту этого автомобиля, названного "Москвич-412Р", находился специальный бензобак ёмкостью 125 литров и радиотанция двусторонней связи.

Сердцем машины являлся двигатель модели "412-2В". Он имел два распредвала в головке цилиндров и два сдвоенных карбюратора Weber-40DCО. В систему смазки был включён масляный радиатор, глушитель удалён. К слову, моторов модели "412-2В" было сделано 22.

Для рекордных заездов завод подготовил два варианта моторов. Один рабочим объёмом 1478 куб.см. при степени сжатия 9,7 развивал мощность 110 л.с. при 6200 об.мин. Другой, предназначенный для установления рекордов в классе машин до двух литров имел рабочий объём 1824 куб.см., и при степени сжатия 9,6 развивал мощность 125 л.с., при 6000 об.мин.

"Москвич-412Р" весил без заправки и гонщика 980 кг. Скорость автомобил с двигателем 1478 куб.см достигала 180 км/ч, а с 1824 куб.см.- 185 км/ч.

Последнюю серьёзную попытку создать машину категории "большого туризма" (Grand tourismo) завод предпринял в 1988 году. Автомобиль выделялся задним (!) расположением двигателя (УЗАМ-412 и 5-ст. КПП). Модель называлась "Москвич-2141 КР" и имел двигатель мощностью 175 л.с., снабжённый двумя сдвоенными карбюраторами Weber. Машина весила 890 кг., и развивала скорость 200 км/ч.

Конструкцию разработала молодёжная бригада заводского КБ: С.Иванов, Д.Логинов, А.Манжуло, П.Михейкин, А.Потапов. "Москвич-2141 КР" предназначался для участия в ралли, но интерес завода к спорту к тому времени уже угас, и дальнейшие работы по спортивным автомобилям типа GT прекратились.

Сегодня можно услышать немало нелестных оценок в адрес АЗЛК. Но, прослеживая историю его конструкторских разработок с 1951 по 1988 годы , надо отдать должное успехам заводских конструкторов. При скромных возможностях предприятия они сумели создать любопытные спортивные автомобили.

 

Москвич-403Э-424К, 1951г.

м_403э_424к.jpg

 

Москвич-400-424С, 1954г.

м_400_424с.jpg

 

Москвич-407Г-424С, 1959г.

м_407г_424с.jpg

 

Москвич-407 купе, 1962г.

м_407_к.jpg

 

Москвич-412Р, 1972 г.

м_412р.jpg

 

Москвич-2141 КР, 1988г.

м_2141кр.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Dinya

Хочу движок 412-2В!!! :(

Share this post


Link to post
Share on other sites
Fad154

h1tman

Все хотят...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.