=Нарком=

Тахометр ТХ-193 (ВАЗ-2106). Устройство, подключение

Recommended Posts

=Нарком=

Конструкция тахометра ТХ-193 (Вазовский, шестерочный)

 

369665CLnP.jpg

 

Рис. 1.

Конструкция тахометра ТХ-193.

Тахометр типа ТХ-193 установлен на щитке приборов и прикреплен к нему с помощью двух скоб 40 и гаек 38.

Тахометр имеет пластмассовый корпус 20, к которому спереди металлическим хромированным рантом 16 крепятся пластмассовые стеклодержатель 17 и ободок 15, а сзади тремя винтами прикреплен корпус 37 миллиамперметра. Электронная часть тахометра смонтирована на плате 36 из фольгированного гетинакса. Шкала крепится к корпусу миллиамперметра двумя винтами. На шкале цветными линиями выделены зоны опасных оборотов коленчатого вала. Предварительная зона опасных оборотов (5500—6000) выделена линиями желтого цвета, а зона опасных оборотов (свыше 6000) линиями красного цвета. Шкала прибора освещается лампой 19 типа АМН 12-3, которая вставляется в ламподержатель, привальцованный к верхней части корпуса. Свет от лампы проходит через голубой пластмассовый светофильтр 18, приклеенный к корпусу, затем через зазор между шкалой и корпусом и равномерно освещает шкалу. В нижней части шкалы имеются три отверстия, закрытые цветными пластмассовыми светофильтрами 41, 42 и 43. Через них проходит свет от контрольных ламп типа АМН12-3, которые устанавливаются в отдельных ламподержателях, привальцованных к нижней части корпуса прибора. Для контрольных ламп в нижней части корпуса имеется специальный отсек, разделенный перегородками на три отдельные секции.

Принцип действия тахометра основан на измерении частоты следования импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания двигателя. В четырёхцилиндровом четырёхтактном двигателе за один оборот валика распределителя зажигания контакты прерывателя размыкаются и замыкаются четыре раза (два раза за один оборот коленвала). Следовательно, за один оборот валика в первичной цепи системы зажигания создается четыре импульса тока и напряжения (два импульса за один оборот коленвала). Чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя, тем больше частота следования импульсов.

 

 

369664WqZh.jpg

 

Рис. 2.

Принципиальная схема тахометра ТХ-193.

Импульсы напряжения в форме затухающей синусоиды (А) снимаются с конца первичной обмотки катушки зажигания и подаются на вход формирователя запускающих импульсов, который состоит из звеньев R1-C1, R2-C2, VI и CЗ-C4. От формирователя запускающие импульсы уже определенной величины и формы (Б) подаются на вход ждущего мультивибратора, собранного на транзисторах V2 и V4. Мультивибратор преобразует их в импульсы тока прямоугольной формы (В) с постоянной амплитудой и длительностью. Эти импульсы проходят через катушку миллиамперметра, включенную в коллекторную цепь транзистора V2. В зависимости от частоты следования импульсов меняется средняя величина силы тока, проходящего через обмотку катушки миллиамперметра, и тем на большую величину отклоняется стрелка прибора. Прибор обеспечивает отклонение стрелки на угол 270° при силе тока 10 мА.

Стабилитрон V5 стабилизирует напряжение питания, чтобы его колебания не влияли на точность показаний прибора. Терморезистор RЗ служит для компенсации температурной погрешности прибора. Диод VЗ предназначен для защиты транзистора V2 от пробоя ЭДС самоиндукции, возникающей в обмотке миллиамперметра.

Миллиамперметр применен магнитоэлектрического типа. Его магнитная система состоит из постоянного магнита 44, зажатого между двумя магнитопроводами — наружным 47 и внутренним 48. Магнит и магнитопроводы прикреплены к пластмассовому корпусу 37. Внутренний магнитопровод имеет кольцевую часть, которую охватывает катушка 45, закрепленная на держателе 46. Ось миллиамперметра вращается в двух втулках. Передняя втулка закреплена в корпусе 37, а задняя крепится к наружному магнитопроводу 47. Концы оси смазываются при сборке специальной силиконовой жидкостью, которая обладает демпфирующий свойством — гасит колебания стрелки при движении автомобиля. На оси закреплены стрелка, держатель 46 катушки и спиральные пружины. Чтобы уравновесить катушку, у держателя 46 на трех плечах закреплены свинцовые балансировочные грузики. Ток в обмотку катушки подводится через две спиральные пружины, концы которых припаяны к контактным лепесткам текстолитовой шайбы 49, закрепленной на корпусе миллиамперметра. Пружины изолированы друг от друга и от оси пластмассовой дистанционной втулкой. Протекающий по обмотке катушки 45 электрический ток создает вокруг нее магнитное поле. В результате взаимодействия магнитных полей катушки и постоянного магнита 44 на катушку действует сила, которая преодолевает сопротивление пружины и поворачивает ее вместе с осью и стрелкой на некоторый угол. Этот угол тем больше, чем больше величина силы тока, протекающего на обмотке катушки.

 

Владимирский завод "Автоприбор".

 

Взято тут:

http://www.zaz.ru/forum

Edited by Мишаня
правка ссылок

Share this post


Link to post
Share on other sites
Beavis

Эээээ.... Вопрос (робко) - а зачем это? Это ладно УАЗоводы чё-то там перепаивают потому что у них этот тах в 2 раза меньше показывает (или больше). А нам-то нафига? :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мишаня

А вдруг ты пожелаешь, поставить на Mitsubishi что-нибудь родное в салон :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
=Нарком=
Эээээ.... Вопрос (робко) - а зачем это?

 

А чтобы народ представлял устройство самого популярного тахометра и не путался в проводах при подключении.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Beavis

Мишаня

А там тах есть свой... Я вот про вольтметр только думаю, и то наверно БК-06 куплю, чем от пятёрки колхозить :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
***ZEV$***

люди проблема с таким тахометром. показывает только выше 1000 а ниже тупо падает. холостые у меня по прибору 630. брал тахометр что б видеть работает двиг или нет(несколько раз глох на перекрестках и незнал что заглох потому что сильно играла музычка :( )

можно ли что то ему сделать что б показывал меньше 1000 ????

Share this post


Link to post
Share on other sites
NightRacer

отрегулировать :moil:

Share this post


Link to post
Share on other sites
***ZEV$***

как??? верхний подстроичный резистор стоит на максимуме. его регулирование никчему хорошему непривела

Share this post


Link to post
Share on other sites
GreenMile
люди проблема с таким тахометром. показывает только выше 1000 а ниже тупо падает. холостые у меня по прибору 630. брал тахометр что б видеть работает двиг или нет(несколько раз глох на перекрестках и незнал что заглох потому что сильно играла музычка :) )

можно ли что то ему сделать что б показывал меньше 1000 ????

А вот нечего ставить древний тахометр с разборки на БСЗ :moil: Чтоб заработало, надо закоротить входной резистор на плате.

Share this post


Link to post
Share on other sites
***ZEV$***

у меня не БСЗ !!!!

Share this post


Link to post
Share on other sites
GreenMile

На штатной КСЗ аналогично, добавочное сопротивление катушки мешает, решение одно и то же.

Edited by GreenMile

Share this post


Link to post
Share on other sites
***ZEV$***

вот этот убрать???

369664WqZh.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
inikolayenko

R1 по схеме

Edited by inikolayenko

Share this post


Link to post
Share on other sites
***ZEV$***

это тот который от катушки идет???

Share this post


Link to post
Share on other sites
kirik
это тот который от катушки идет???

да, только он на схеме ниже, в нижний левый угол схемы смотри, там прям на входе резистор 2.2кОм

Share this post


Link to post
Share on other sites
inikolayenko

Да, от катушки.

 

Вот еще "погуглил"

И вот эта фраза: "Если обнаружится, что в диапазоне малых оборотов показания ТХ-193 становятся равными нулю или резко занижены по сравнению с образцовым прибором, следует увеличить емкость конденсаторов С1 и С2 до уравнивания показаний приборов." мне и помогла.

Далее стал экспериментировать с подбором Конденсатора С1 и остановился на том, что штатный конденсатор от КСЗ подходит лучше всего по своим показаниям на тахометре.

Что бы не делать "кучу" лишних соединений, я решил прицепить штатный конденсатор от КСЗ прямо на катушку зажигания. Для этого изогнул ухо с дыркой для винта, которым он крепился к трамблёру так, чтобы конденсатор нормально сел на контакт катушки зажигания (без контакта с металлическим корпусом катушки). Контакт на катушке тот, на который приходят коричневые провода от тахометра и от коммутатора.

Далее - посадил конденсатор на контакт катушки и все приходящие на этот контакт провода, кроме провода от тахометра и навинтил гайку с шайбой. Провод от тахометра подключил к проводу конденсатора через винт с гайкой и соединение заизолировал.

Вот и всё. Показания тахометра вернулись в прежние пределы, как и при КСЗ: и на ХХ и на малых оборотах и на повышенных.

Share this post


Link to post
Share on other sites
***ZEV$***

всем СПАСИБО. будем пробывать.

Share this post


Link to post
Share on other sites
MADCAT

Надо вытащить механизм из спидометра ВАЗ-21063. Снял стекло, открутил шкалу, стрелку снять не получилось. Чтоб его вытащить надо снимать стрелку и шкалу, или надо открутить вот эти 2 винта?

 

159635086.jpg

 

и не собью ли я тогда его калибровку, открутив винт закрытый жестянкой?

Share this post


Link to post
Share on other sites
kirik
или надо открутить вот эти 2 винта?

и не собью ли я тогда его калибровку, открутив винт закрытый жестянкой?

именно их и надо открутить, ничего не собьешь - эти винты только крепят механизм к корпусу...

Share this post


Link to post
Share on other sites
MADCAT

Понял, спасибо

Share this post


Link to post
Share on other sites
Racer 21251

Скажите можно ли заставить корректно работать шоховскии тахометр с всем известным московским комплектом БСЗ,для тех кто не в курсе бсз с датчиком на эффекте Холла ,тах судя по всему явно с контактнои шохи кто знает как это скооперировать?

Share this post


Link to post
Share on other sites
BlackGRAF

Хм, простите если я Сейчас емного Ступлю... Но помоему у меня похожая ситуация что тахометр начинает показывать гдето с 1500 оборот .. вроде не врет тоетсь показывает верно пороверял по электронному но он не показывает до 1500 просто тупопадает и все тут ?? что нужно сделать ..

 

Выдернуть добавочное сопротивление ... Это случаем не то котрое под катукой стоит и соединено с выходами низкого напряжения на катушке ..

 

Если что не так написал прошу прощение но в электрике ноль.. неного стал понимать когда ставил Новый замок зажигания ... Тереь машина с кнопки заводится ...

Share this post


Link to post
Share on other sites
BlackGRAF

Проблема заключается в том что когда подсоединил Тахометр с Таз 03 он не показывает Холостые Обороты ... а начинает работать тока с 1500 оборотов ...

 

Вчера взял газелевский тахометр его подсоединил и тоже самое не показывает холостые обороты у него расхождение с электронным на 800 оборотов ..

 

Что можно сделать... если есть как инфа буду рад если дадите ссылку ... зарание Спасибо всем

Share this post


Link to post
Share on other sites
inikolayenko

BlackGRAF

Попробуй намотать витков с 20 одножильного провода, вокруг центрального ВВ провода и подключи на вход тахометра.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ivan92

Парни помогите, подключил тахометр с 2106, но он в 2 раза меньше показывает, может я подключил не правильно, кто небуть дайте схему подключения нормальную. Тахометр 100% рабочий с рабочей шохи снял :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.