Sign in to follow this  
D.Vader

Блоки автоматизации и сигнализации

Recommended Posts

D.Vader

 

Задача - сделать самоблокирующееся реле, которое работает по следующему алгоритму:

  • При подаче на него +12 В реле размыкает два контакта - вход и выход
  • Затем при пропадании массы с обмотки реле замыкает эти два контакта и уже не размыкает их при повторном появлении массы на своей обмотке

Кто чего придумает? Условие - чтобы при замкнутом состоянии реле не находилось под напряжением. Допускается в обвязке до двух вспомогательных реле, диоды. Также требуется, чтобы вспомогательные реле также не находились под напряжением, если ведущее реле сработало

Edited by Невский

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский

D.Vader , ты бы схемку накидал, как её ты видишь.

А там можно будет покумекать и поправить. И готовый вариант в виде исходника выложить.

Share this post


Link to post
Share on other sites
valentinych

Если я правильно понял чего надобно, то там даже и думать не надо - всё проще простого.

Буфер обмена.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
D.Vader

Немного не так

Поясняю на примере конкретной реализации, нужной мне

Есть пищалка аварийных режимов (тормоз, масло, перегрев), которая управляется массой от этих датчиков. Есть реле блокировки стартера - на его выводе присутствует масса, когда двигатель остановлен, и этот вывод висит в воздухе, когда двигатель запущен

Вот мне нужно, чтобы пищалка аварийных режимов работала только при запущенном двигателе, но при этом было следующее:

  • при первом включении зажигания из состояния покоя пищалка не работает
  • при запущенном двигателе пищалка срабатывает на датчики
  • если двигатель заглох, а зажигание включено, то пищалка тоже срабатывает

Причем сделать так, чтобы управляющее подачей +12 В на пищалку реле было обесточено при работающем моторе (нормально замкнутое)

Share this post


Link to post
Share on other sites
D.Vader
1 час назад, Невский сказал:

ты бы схемку накидал, как её ты видишь

Та вот сижу думаю пока

Share this post


Link to post
Share on other sites
D.Vader

И еще вопрос. Без применения даже простейшей электроники (транзисторов) реально ли собрать реле времени? Задача - на реле подается 12 В, срабатывает катушка, замыкаются контакты. Спустя 2-3 секунды реле выключается

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский
Только что, D.Vader сказал:

Спустя 2-3 секунды реле выключается

Конденсатор + резистор.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
D.Vader
2 минуты назад, Невский сказал:

Конденсатор + резистор

И что, прямо без транзистора? Не могу схемку понять тогда

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский

А  с транзистором или нет, это от ёмкости, резистора и реле зависит.

 

 

 

ПС. После слова " транзистор" я советую посмотреть в сторону NE555.

Там много чего есть. В твоём случе по запросу "одновибратор" или "реле задержки" как на включение, так и на выключение.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
valentinych
2 часа назад, D.Vader сказал:

Поясняю на примере конкретной реализации ...

Не, такое пояснение, к примеру мне,  не катит. Там туману больше чем возможности понять. Похоже Невский прав, надо как-то схематически задание изобразить. Рисуй нужное кол-во входов в некий чёрный ящик с нумерацией, выход и приложи таблицу истинности. Т. е. выход в зависимости от чего-то там на входах (во всех возможных вариантах), ну и коль ещё и время, то и временной график нужОн. Тогда и решение само попроситься.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Николаевич
4 часа назад, D.Vader сказал:

Вот мне нужно, чтобы пищалка аварийных режимов работала только при запущенном двигателе, но при этом было следующее:

  • при первом включении зажигания из состояния покоя пищалка не работает
  • при запущенном двигателе пищалка срабатывает на датчики
  • если двигатель заглох, а зажигание включено, то пищалка тоже срабатывает

Причем сделать так, чтобы управляющее подачей +12 В на пищалку реле было обесточено при работающем моторе (нормально замкнутое)

И туда же подключены повороты, с задержкой секунд в 20, напоминайка если забыл выключить. Такое ещё в школе делал, в радиокружке. Но разумеется это всё на простейшей электронике, транзисторах типа МП39. По какому журналу - не помню. Радио, В помощь радиолюбителю, Моделист-конструктор. Склоняюсь ко второму, но по какому запросу это искать сегодня - ума не приложу...

3 часа назад, D.Vader сказал:

И что, прямо без транзистора? Не могу схемку понять тогда

Чем больше ёмкость, тем дольше будет работать реле.

Безымянный.jpg

Edited by Николаевич

Share this post


Link to post
Share on other sites
valentinych
19 часов назад, D.Vader сказал:
20 часов назад, Невский сказал:

ты бы схемку накидал, как её ты видишь

Та вот сижу думаю пока

Вот твой алгоритм, как ты заново передумал. Думай теперь так. :)  А вообще лучше сначала реши все же чего тебе уже окончательно надо.

Спойлер

Буфер обмена.jpg

 

А второй вопрос, где после вкл. 3-4 сек. работает и потом само выкл., Николаевич рассказал правильно, но схему он попутал :rolleyes: с точностью "до наоборот":

Спойлер

Буфер обмена1.jpg

  Можно и без диода. Но это не есть хорошее решение (я бы сказал - заготовка чего-то) и куда ты его собрался впихивать тоже не ясно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
D.Vader

Ага, спасибо большое! Попробую покрутить так и эдак

С самоблокировкой по массе, кстати, я не встречал реализаций ни в авто, ни в домашнем хозяйстве. Куча всего есть - и старт-стоп, и прочее. А такого нет

Share this post


Link to post
Share on other sites
valentinych
25 минут назад, D.Vader сказал:

Ага, спасибо большое! Попробую покрутить так и эдак

Да пожаЛста. :)  Кстати, в первой схеме диод и ёмкость стоят исключительно только для того, чтобы при вкл. зажигания первым сработал "Р1" и совсем чуток притормозить срабатывание (т. е. самоблокировки) "Р2". А "Р2" отпустится при выкл. зажигания.

Edited by valentinych

Share this post


Link to post
Share on other sites
D.Vader

Приглашаю @Невский и @valentinych в обсуждение, а также всех желающих

Схема управления наружным и внутренним освещением с помощью двух ЦПС от BMW E28

Сами ЦПС имеют такой вид:

IMG_20190124_221021.jpg

IMG_20190124_221028.jpg

И будут ставиться справа и слева от руля в штатные места клавиш управления светом/печкой

Цель: сделать удобный алгоритм управления наружным и внутренним освещением с:
- Отдельным включением габаритов
- Отдельным включением фонарей на задних стойках в качестве парковочных огней
- Отдельным от габаритов включением фар в качестве ДХО (ближний свет)
- Отдельным от габаритов включением ПТФ
- Автоматическим (от габаритов) и ручным включением подсветки панели приборов
- Один режим яркости подсветки клавиш, переключателей, часов и панели отопителя
- Два режима яркости подсветки шкал комбинации приборов

Всего имеется четыре переключателя:
- Главный рычажок
- Клавиша подсветки
- Рычажок фар/ПТФ
- Клавиша выбора габариты/фонари на стойках

Схема принципиальная:

IMG_20190124_221042.jpg

Алгоритм работы

Главный рычажок имеет три позиции:
- Выкл
- День - можно принудительно и независимо от других фонарей/фар/ПТФ включить яркую или тусклую подсветку приборов (выкл/тускло/ярко), габариты или фонари на стойках (выкл/габариты/стойки), фары и ПТФ (выкл/фары/фары + ПТФ)
Ночь - автоматически включаются габариты, фары, тусклая подсветка приборов; принудительно можно включить яркую подсветку приборов, фонари на стойках, ПТФ

Таким образом, мы можем заранее выставить все переключатели на обоих блоках на наиболее частые ситуации, например:
- Езда днем по городу
- Езда вечером и ночью по городу
- Езда днем за городом
- Езда вечером и ночью за городом

Причем на все эти ситуации достаточно одной комбинации положения всех переключателей. И затем всего одним рычажком мы переключаемся между всеми этими режимами, а при необходимости (туман/снег, долгая стоянка на обочине, ожидание пассажиров на вокзале, например) можем включить дополнительные приборы освещения по отдельности. В случае же выхода из строя полупроводниковых диодов можно получить желаемый набор включенных световых приборов по отдельности

Да, это сильно переусложнено по сравнению с раздельными выключателями на каждый вид приборов освещения, но мне не алло клацать сотней кнопочек, которые к тому же имеют всратый вид и не имеют ни подсветки, ни индикаторов включенного режима

Диоды, я так понял, лучше использовать на 10 А 1000 В, а размещать их можно в разрыве проводов или желательно вынести в отдельный блочок на монтажную плату?

Кто что скажет?

Share this post


Link to post
Share on other sites
D.Vader

Вариантов управления можно придумать море

ЦПС не сильно распространенные, но практически вечные. Можно аналогично подобрать поворотные переключатели от чего угодно

Share this post


Link to post
Share on other sites
D.Vader

В схеме небольшая ошибка, при включении фар отдельно тоже будет включаться подсветка. просто поменять точку подключения второго диода

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский

Программа для рисования схем.

Есть возможность открыть сохранённый проект и отредактировать.

Установки не требует. Надо указывать папку сохранения файлов.

sPlan 7.0. Подробное руководство.

 

splan_7_portable_rus.rar   (2мб)

Share this post


Link to post
Share on other sites
D.Vader

Честно - мороки больше, чем от руки рисовать

Share this post


Link to post
Share on other sites
Невский

Это с непривычки. Потом как разберёшься, сразу элементов нужных накидал, потом подвинул куда надо, и соединил "проводами".

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.