HELLSTORM

ЛИЦА АЗЛК РАЛЛИ:Илона Накутис

Recommended Posts

HELLSTORM

В общем, я думаю довольно интересно будет почитать о реальных раллистах, выступавших на продукции АЗЛК и ИЖ. Под каждого - своя тема.И первая - Илона Накутис. На данный момент - тренер в школе экстремального вождения Driveclass в Питере. На момент открытия темы ей - 48.Одна из немногих девушек-раллисток. Далее 2 статьи, мною найденные.

 

 

Женщины рулят

 

Илона Накутис – Шумахер в юбке

DETAIL_PICTURE__52467961.jpg

 

Илона Накутис родилась 23 февраля. Доктора были уверены: на свет появится мальчик. Но ошиблись: малышка с кукольным личиком была типичной кокеткой, только вот характер получила волевой и целеустремленный. Возможно, поэтому в юности она выбрала карьеру автогонщика.

 

Илона по сей день виртуозно работает гаечным ключом и гоняет, как Шумахер. Она неоднократный чемпион России по ралли. Сейчас Илона ушла из большого спорта, но тренирует несколько экипажей парней, преподает в автодорожном колледже, ведет собственный бизнес — учит женщин правильно рулить. Но при этом остается обаятельной, милой и, как говорят мужчины, не теряет «изюминки».

Баранка вместо кукол

 

К рулю Илона потянулась еще в трехлетнем возрасте. Она сидела в машине на коленях у дедушки и с удовольствием крутила баранку. Когда в школе на учебно-производственной практике девушке предложили несколько профессий на выбор, не задумываясь, решила учиться вождению. Права будущая гонщица получила в 18 лет, в то время Накутис активно занималась танцами фламенко, но вдруг круто изменила свою судьбу. Пошла в автоклуб «Сирена», к великому изумлению всех друзей и знакомых.

Появление на горизонте долговязой худенькой танцовщицы вызвало у чемпионов-мужчин град острых шуток. Но упорную барышню это не смутило, к тому же за нее вступился пилот Алексей Никитин. Сразу за руль новенькую не посадили, а сделали механиком. Гайки девушка крутила так добросовестно, что через три года могла починить любое авто и с закрытыми глазами разобрать и собрать карбюратор.

Грязной работы Илона не боялась, однажды тренер это оценил и решил: а почему бы не попробовать девчонку на треке?! На первые в жизни соревнования Накутис выставили накануне 23 февраля — дня ее рождения.

— Перед гонками на проспекте Мориса Тореза мне дали вторую тренировочную машину нашего экипажа, полночи мы с ней ковырялись — это был «Москвич-2140», — вспоминает Илона.

На место старта гонщица приехала вся в масле и в рабочей робе, ведь перед соревнованиями она решила отрегулировать карбюратор и зажигание. Кто же знал, что рядом появится «королева трека», популярная тогда спортсменка Людмила Белолипская. Королева была на сияющей отмытой машине, в красивом комбинезоне.

— Ты сама все делаешь, — усмехнулась она. — Да, видимо, дела твои совсем плохи...

Людмила не знала, что видит перед собой будущую многократную чемпионку СССР, России и призера чемпионатов Европы. Именно после того первого заезда тренер принял решение выпустить Илону на ралли «Память Ильича» 1989 года. И ее спортивная карьера началась.

Мужчины ревнуют к победам

 

Сейчас призов и медалей у Илоны столько, что они не помещаются на полках в офисе. Есть еще вазочки, подарки, грамоты разных времен. За годы активной спортивной жизни она много раз побеждала, причем не только женщин. В 2008-м Накутис закончила карьеру автогонщика и стала тренером, тем не менее, некоторые мужчины-соперники до сих пор не упускают случая ее уколоть. Не могут смириться с тем, что их «сделала» женщина.

Когда-то Накутис сталкивалась с мужским шовинизмом, будучи штурманом и пилотом, сейчас — как наставник. Наверное, питерской спортсменке немного завидуют. Подшефные экипажи Илоны часто побеждают на соревнованиях. Их у экс-гонщицы пять, в прошлом году на чемпионате России призовые места взяли исключительно ее парни. Особенно отличились Илья Лотвинов и Павел Шевцов.

— Мужчины, бывает, говорят за моей спиной гадости, но я на это не реагирую. Считаю: раз оно так, я все делаю правильно, — объясняет Илона. — Я открытый человек, обожаю то, чем занимаюсь, и буду продолжать в том же духе!

Накутис искренне считает, что женщина способна водить автомобиль ничуть не хуже мужчины. Порой даже и лучше. А мнение, что она, раскрыв рот, отпускает руль и постоянно врезается в столбы, — миф сильной половины человечества.

Мужской солидарности Илона противопоставила женскую. Сегодня она занимается не только подготовкой мужских экипажей к профессиональным соревнованиям, но и в своем Центре водительских тренингов «Драйв Класс» учит водить всех желающих дам. Иногда женщины приходят к Накутис сами, иногда их приводят мужья, чтобы «вправила мозги». И она вправляет, так как хорошо понимает, что происходит со слабым полом на дорогах. Всегда найдет слова, чтобы грамотно объяснить ученицам правила, поддержать, не дать разувериться в собственных силах.

— На самом деле с нами все хорошо, мои девочки способные, это мужчины начинают нервничать, когда «половина» за рулем, — считает Илона. — Мужчинам кажется, что мы все делаем неправильно, они комментируют, кричат, критикуют. Конечно, любая при таких обстоятельствах собьется. Мужчина никогда не увидит дорогу глазами женщины, и наоборот.

«Люди не умеют общаться на дороге»

 

На первых занятиях Накутис говорит подшефным женщинам: «Верьте в себя!» Результат этого внушения не заставляет ждать: благодарные супруги и бойфренды после окончания курса несут Илоне торты и огромные букеты цветов, ведь их спутницы абсолютно меняют стиль вождения.

Тренинги Илоны порой спасают женщинам жизнь. Потом выпускницы звонят и благодарят: «Не помним, что делали, это было на автомате, но в аварию не попали». На днях о такой ситуации поведала Накутис ее ученица Людмила, которая ехала с мужем по главной дороге, и вдруг откуда-то сбоку выскочил «левый» автомобиль.

— Я подумала: ну все, сейчас будет удар. В этот момент будто откуда-то сверху раздался ваш голос: «Люда, зацеп!», — смеялась ученица.

Зацеп — это специальный прием на скользкой дороге. Руки Людмилы сами крутили руль в нужном направлении, очнулась она уже на обочине. Отдышались, муж посмотрел на нее квадратными глазами: «Как ты это сделала?!» А она до сих пор не знает как.

Подобных ситуаций за время «педагогической» практики у Илоны было много.

— Инструкторы автошкол ведь учат, как сдать экзамены в ГИБДД, но к реальной езде по городу это имеет слабое отношение, — объяснила Илона. — Наша программа построена так, что женщины проходят контраварийную подготовку. То есть учатся, как избежать аварии, как предчувствовать ее и выйти из сложной ситуации с наименьшими потерями.

На самом деле учит Илона не только правилам и приемам. Ее многочасовые беседы посвящены также автомобильному этикету. По мнению Накутис, на дороге, как и в жизни, люди разучились разговаривать друг с другом. Они не уступают, норовят обмануть, грубят.

— Особенно удивляет, когда мужчина так ведет себя с женщиной, это уже становится нормой, — вздыхает гонщица. — Впрочем, чему удивляться, в семейных отношениях часто происходит то же самое.

Встретить 8 Марта на трассе

 

У Илоны Накутис двое взрослых детей, сын и дочка. В перестройку, когда автомобильный спорт был в кризисе, она занималась воспитанием малышей, но, как только появилась возможность снова поехать на соревнования, — поехала.

Было время, когда близкие призывали гонщицу остепениться: «С автоспортом надо заканчивать, у тебя семья». Они не понимали, что без ралли Накутис не сможет жить. Один ее коллега сказал, что с этим невозможно покончить, и Илона навсегда запомнила его слова. Водить для нее — как дышать, порой женщина сидит за рулем по 8–10 часов в день.

К тому же автоспорт — один из немногих видов, где нет ограничений по возрасту. Пока ты способен передвигаться, зрительно воспринимать дорогу, нажимать педали, можешь принимать участие в соревнованиях. Илона, вроде бы «завязавшая» с ралли, в последнее время задумывается: а не тряхнуть ли стариной? Тем более она ездила со многими напарниками и легко находит общий язык с любым.

...Старший сын гонщицы Саша учится в институте, он прилично водит, но в ралли не участвует. Дочка Лиза поступила в тот же автомобильный техникум, который когда-то закончила ее мама. Она любит ездить с Илоной на соревнования, но делать профессиональную карьеру в спорте не собирается, больше любит возиться с животными, возможно, продолжит образование в этом направлении.

С мужем Илона разошлась, но говорит, что в ее жизни есть и радость, и любовь, и счастье. Ведь встретить своего принца можно в любом возрасте, а от поклонников у этой яркой женщины всегда не было отбоя. Правда, на вопрос, как она хотела бы встретить надвигающееся 8 Марта, гонщица, не задумываясь, выпалила: «На соревнованиях!» Так что цветы и подарки мужчины смогут вручить ей на какой-нибудь трассе.

Наталья Черных

Источник

 

 

 

 

Вторая статья:

 

 

Ралли. Илона Накутис. Как шлифуются звезды.

 

 

Для меня до сих пор остается загадкой кто я больше? Пилот или штурман? Я определилась уже давно, могу быть и там, и там. И если бы у моего папы была фамилия Мутон, все могло бы сложиться по-другому. Я начинала как механик, потом стала штурманом. И были гонки на треке на Мориса Тореза. Пришел начальник нашего клуба и предложил а давайте выпустим Илону. Дали мне вторую тренировочную машину нашего экипажа, полночи мы с ней ковырялись это был Москвич 2140. Выпустили меня на трек, я вся заляпанная, в робе. Никогда не забуду. Подъезжает Людка Белолипская вся такая на прицепе, намыленная, начищенная. А мне ребята сказали приедешь, надо будет еще отрегулировать карбюратор и зажигание, жиклеры поменять… И вот я приезжаю на трек, быстрее-быстрее, меняю жиклерчики… Причем отпустили туда меня одну, потому что вся команда до утра с машиной ковырялась, и все сказали «Приедем попозже». И я все это делаю, подходит Белолипская: «И ты это все сама делаешь?!» Люда же была королева трека. Тогда я в первый раз выехала на лед. Но сумела попасть в первых запасных, и меня потом даже выпустили на трек. И после этого трека было принято решение выпустить нас на ралли «Память Ильича» 89 года.

 

Очень долго происходило вхождение в образ «своего парня» - ну, конечно, пришла тут из балетного класса. А у меня в голове переключилось хочу, и все. Пахала как ненормальная, издевались, конечно, надо мной со всеми этими штучками. За разводной кувалдой сходить, за компрессией все нормально. Приходишь в кузовной цех: «Ребята, разводной кувалды нет?» - и все как грохнутся… Все было пройдено. И дали мне этого Москвичонка. Перековыряли его вдоль и поперек. Коробка передач у меня стояла с переходной плитой от Жигулей, на карданах, на шлицах, на дополнительных распорках… Сзади параллелограмм… Просто космос! Переключения короткие, передаточные числа, редуктор, блокировка… машина укомплектована, просто супер. Но мне в команде говорят: «Да ты не доедешь на нем!» А меня переклинило: «Что значит не доеду?»

Из шести экипажей СанТранса мы финишировали вдвоем с Лакомкиным, причем его объехали. Под утро третьего дня гонки, когда от пяти до семи утра глаза уже просто слипались, оставался последний доп. И никогда раньше я не просила Светика мне говорить результаты. Тут говорю посчитай. Стоим в предстартовой ильичовского допа, она мне говорит отрыв 17 секунд. Ну и жахнули! Финиш был в Сестрорецке, в машине все стучало и откручивалось. Но до финиша доехали! А меня изнутри распирает: первая гонка, доехали, как здорово! Приехали в команду, съели на двоих банку шпрот, и я говорю: «Давай сейчас машину намоем, а завтра начнем ее всю перебирать». И тут я поняла, что надо делать и как надо жить; и весь «звездняк» как рукой сняло. Навсегда. И дальше пошла нормальная работа.

 

Раньше на Чемпионат СССР перворазрядников не допускали; только мастера, заслуженные и кандидаты в мастера. И народу хорошо за сотню экипажей. Оказаться нулями на чемпионате СССР это была огромная честь и ответственность; это надо было заслужить. Это было безумно почетно. Во-первых, тебя допускают на длинную трассу, у тебя есть возможность потренироваться. Пообщаться с тренерским составом. Совершенно другая организация. Это был потрясающий опыт. Трехдневная гонка, с ночными кругами… Мы все проехали. И до сих пор у меня хранится зачетная книжка с записью, что мы показали результат на уровне 23 места в абсолюте. И тогда, в 1989 году, нас взяли в сборную города, и мы стали серьезно готовиться.

 

Когда ты серьезно относишься к делу, тебе не важно, где ты стартуешь Кубок это или Чемпионат. Психологическая подготовка к старту начинается недели за две. Когда я ездила постоянно, я не успевала выходить из этого состояния. Когда в Итере ездили, я возвращалась домой, занималась хозяйством, детьми, а мама мне говорила: «Ты здесь, но тебя здесь нет». То есть просто не успевала выключаться из гонок. У меня был жуткий мандраж на первых моих гонках, и когда мы с Потаповым поехали в первый раз. Дальше это уже была не боязнь. Это было психологическое состояние, связанное с уровнем ответственности. Концентрация, собранность, равновесие. Ты начинаешь на гонке работать и все, мандражировать некогда.

 

На самом деле штурмана из меня сделал Потапов, он очень много в меня вложил. Я их называю «последние из могикан»: Потапов, Васин, Щукин, это те люди, которые несут в себе базовую школу отношения к тому, чем они занимаются. Сейчас такого нет. Сейчас все другое; все стало похоже на фарс. Нет Спортсменов. Ты можешь не находиться в боксе - все определяет отношение к тому, чем ты занимаешься. Классическое ралли оно же не просто так называется. Иметь шлем, перчатки и спортивный автомобиль еще не значит, что ты автогонщик. Нужна определенная дисциплина; понимание не того, ЧТО ты делаешь, а КАК ты это делаешь. Отношение к машине, отношение к процессу они должны быть уважительные. К сожалению, наш спорт во многом стал развлекухой но, вполне вероятно, именно благодаря этому он и выжил в перестройке и кризисах; в отличие, скажем, от других видов автоспорта. Просто потерялось качество. Как и во многих других областях. Уровень совсем другой. Есть же стиль управления, есть приемы управления. В прошлом году я выезжала с учениками своей детской школы на ралли, наконец-то посмотрела гонку со стороны. Это ужасно, печально и плакать хочется. Три человека, не буду называть кто, проехали прилично. Все остальное это не пилотирование, это просто все куда-то как-то гонят; с номерами и каркасами. Нет школы никакой. Ко мне часто приходят в Центр, спрашивают что делать нам, чтобы экипаж поехал? Я рассказываю, как я представляю себе подготовку экипажа и, если мы находим взаимопонимание по отношению к делу, ребята начинают работать, им становится интересно, и самое главное они видят результаты своей работы. Потому что это важно. А есть такие, которые приходят: «А можно у тебя стенограмму посмотреть?» Я спрашиваю а что ты там хочешь увидеть? Значки у всех, вроде, одинаковые, ну, может конфигурация записи другая. Просят посмотреть потаповскую стенограмму. Ты хочешь увидеть в стенограмме дорогу глазами Саши? Это нереально! Потому что это видение на другом уровне! Он так много над собой работал! У Васина совершенно другая технология; он «технарь». Он раскладывает все «по полкам» от и до.

 

Если представить спортсмена в виде фигуры звезды, и в центре звезды находится Я, то лучи это навыки и способности. И если все лучи не отшлифованы, а так, местами понатерты, то ты ничего из себя не представляешь. Да, ты научился проходить правый поворот или прыгать с трамплина, и все ты гонишь. А на самом деле должна идти работа, вышлифовывание, постоянное обучение и работа над собой. Потому что когда ты продвинешься еще вперед, тебе открывается: «Елки-палки, так на этот трамплин надо было заходить по-другому!» Мастер это и есть Мастер. Есть система видения, система записи, система работы над дорогой, документами. И при таком подходе нет разницы, где выступать в Эстонии, Финляндии, Карелии, Гуково. Есть система, и на эту систему нанизываются дополнительные нюансы, приобретаемые с опытом. Которые в тетрадочке могут быть записаны: где, кто, на чем, каким образом, какие трассы, погода, давление в шинах. Приезжаешь на следующий год а у тебя уже есть заметочка, и ты на секундочку, на километрик уже в плюсе.

 

В последние годы я часто выступаю с разными пилотами. Опыт позволяет быстро подстроиться. Но самое плохое в том, что сама со многим не согласна, потому что знаешь другое, но приходится говорить как написано. А люди к этому привыкли, все взрослые дяденьки, и переучиваться тут смысла особого, да и возможности нет. Уже сложившиеся гонщики. Мальчишки в машинки поиграть это завсегда! И после бизнеса, в котором они сидят, гонки это тот всплеск эмоций, который позволяет им почувствовать себя нормальными мужиками. А для меня это дополнительная возможность поработать над собой, шлифануть грани. Определение для себя, зачем мы этим занимаемся, я дала себе уже давно. Вот спрашивают зачем люди ходят в горы? Зачем люди занимаются гонками? Гонки это лакмусовая бумажка; плохих людей в гонках не может быть. А самое главное в гонках мы можем позволить себе быть самими собой. Мы там ИСТИННЫЕ, когда мы гоним. И тут уже никто не виноват. И ты можешь сделать все, что ты на самом деле из себя представляешь. И сам себе дать оценку, а не кто-то.

 

RallyRUS

Фото из архива Илоны Накутис и с сайта auto-sport.ru

Источник

 

Фото:

ilona2-001.jpg

ilona2-002.jpg

ilona2-003.jpg

 

ilona-002.jpg

ilona2-006.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.